Велопоход "В поисках Йети"

Привет всем велопехотининцам и сочувствующим!

Лето пока не кончается, и велопоходы на нашу радость тоже. В прошлом году вначале велосезона, я с друзьями проехал вокруг Сибинских озер. Часть маршрута мы тащили велики по непроходимым зарослям и горам, но места очень понравились. Зимой группа велопехов прошла на лыжах по району между Сибинами и Скалистым, и тогда у меня родилась идея проехать там на велосипеде. Честно говоря, она была встречена очень скептически, особенно среди тех, кто там побывал. Все признавали, что места там красивейшие, но таскать на себе велы по горам, желающих было мало. Второе место которое давно меня манило, это горный участок между Сибинскими озерами и оз.Таинты. Дороги вроде как там были, но не в нужных направлениях, и по гуглу очень плохо читались.

И вот наконец свершилось! Пять велопехотинцев – Алекс, Панда, Француз, Яр, и единственная, она же и прекраснейшая девушка в нашей команде – Фелиция, отправляются по неизведанному маршруту «в поисках Йети». План был такой: добраться до Сибин на машине, через горы проехать на Таинты, затем на Нижние Таинты, заброшенной дорогой до Асу-Булака, дорога на Таргын, через сосновый бор выехать на Скалистое, и через перевал Байча вернуться на Сибины. Неизвестные участки пути меня страшно возбуждали и притягивали.

В шесть утра собираемся на елочках. Грузим, не разбирая, байки в мой чудо-прицеп. Вошли все, плюс велорюкзаки. Закидываю рюкзаки, самый тяжелый у меня, потом Машин, потом Ярика и Француза, а рюкзак Панды вообще ничего не весит. Он что его воздушными шариками накаченными гелием набил? Пока грузили, Тертязик подъезжает. Тертя, Леха и еще несколько человек за Риддер пешком побродить собрались.

Мое нетерпение передается автомобилю, Прадик с прицепом несется как угорелый, и через час мы уже на Сибинах. Дорога не прошла без потерь. Чей-то велик грубо терся об мой задний переклюк, в результате чего, часть его была просто выгрызана, плюс порван тросик. Пришлось укорачивать рубашки и как обычно делать из говна конфетку. Маша тем временем ремонтировала крепление заднего крыла. Это надо было видеть. Девушка с французским маникюром, ловко орудуя пассатижами капитально, (на проволочку), прикручивала крыло.

 

Выехали в 8.30. Пересекаем трассу и между третьим и четвертым озером уходим направо в горы. Дорога вначале отличная, я на машине там много раз ездил. Педалится трудно. Думал это только мое ощущение, нет, все жалуются. Маша, которая как обычно не позавтракала, вообще еле едет. Панде не помогают даже свежекупленные контактные педали. Лишь проехав несколько километров и обернувшись на озеро, понимаем, почему так тяжело. Подъем на глаз кажется небольшим, а набор высоты оказывается очень даже ничего. Первая развилка, и накатанная дорога кончается. Дальше она идет по руслу реки. Воды практически нет, но вся дорога – это нагромождение валунов, помноженное на увеличившийся уклон. О езде и речи быть не может, толкаем байки  в крутяк. Пытаюсь у Маши рюкзак забрать, хрен у нее его отберешь. Правда частью пропитания из него она с нами поделилась. Положение ухудшалась тем, что поход Машей был объявлен, как поход высокой культуры, и материться, то есть в доступной форме выразить свои мысли по поводу это подъема было нельзя. Местами, где камней становилось поменьше, Ярик пытался ехать, но затраты энергии были очень высоки, и он опять переходил на пеший ход.

Мы набрали уже порядка трехсот метров высоты, когда камни кончились, уклон стал поменьше, стало возможно ехать. С правой стороны от нас г.Талды, 1547м.  По дороге попалась юрта, недалеко от нее чистейший родник. Запасаемся водой и дальше в подъем. На каждой развилке достаю карты и компас, пытаюсь ориентироваться на местности. Леха распечатал нам кучу фрагментов карт, причем ухитрился соединить даже километровые карты с авиакартами, они нам очень пригодились. Из похода в поход, я все лучше начинаю читать карты, и ориентироваться на незнакомой местности, что меня очень радует. Но если бы не навигатор Панды, мы бы этот участок до Таинтов  не прошли. Вернее сказать, просто не пошли бы туда.

Поднялись на высоту 1462м. Неплохой набор с 786м за десять километров. Дорога идет по хребтам, хорошо накатанная, спуски вперемежку с небольшими подъемами. Слева г.Сандыктас, 1500м. Виды вокруг величественные. Пускай это голые горы и хребты, нет таких пиков и вершин, как в зариддерье, все равно, природа нашего края прекрасна! Только мы подумали, что уже поймали бога за яйца (ой, у нас же поход высокой культуры) извините, за бороду, как наша замечательная дорога стала уходить совсем не в нужную нам сторону. GPS-навигатор упорно указывал нам на малозаметную дорожку, по которой мы и поехали. Хорошо еще, что растительность там вся выжжена, и дороги практически не зарастают. Проезжаем еще немного, и этот злобный прибор указывает, что пора сворачивать в чисто поле, вернее в чисто гору. Карта этого участка у нас отсутствовала, сравнить показания GPS было не с чем.  Присмотревшись, видим в нужном нам направлении конские тропы. Справедливо рассудив, что кони не дурнее нас, и для дороги будут выбирать оптимальный рельеф, мы смело катимся по ним. На одном спуске Панда пробивает колесо. Пока он починяется, мы с Французом поднимаемся на ближайший холм в поисках дороги. Дорога только одна, и проходит она перпендикулярно нужному нам направлению. Француз с GPS, я с картой, сходимся в том, что в нужном нам направлении ходят только лошади. Объявляю остальным, что и дальше будем как кони по тропе ехать. Маша (поход высокой культуры) так задумчиво говорит, а, по-моему, мы больше не на коней, а на долбо…бов похожи.

Обеденное время уже давно прошло, жрать охота, перекусы не помогают, организм настойчиво предлагает остановиться и нормально его покормить. Вокруг только горы, ни ручейка, ни дров. А дорога опять идет в гору, крутим любимую передачу – 1:1. Мы проехали всего около 20 километров, а до озера около 50. После очередного подъема, конская тропа выводит нас на какое-то подобие дороги. Забойный спуск, и вот она радость, маленький ручей и одинокая ива на нем.  На наше счастье, нашлись и сухие ветки, и через некоторое время на костре уже грелся чай. А жизнь то налаживается! Наевшись, решаем, куда ехать дальше. Вовка с GPS предлагает дорогу, идущую в гору, я по карте говорю, что надо ехать по дороге, ведущей вниз, там, через километр, должно начаться урочище Кокжайлак, и нормальная дорога. Маша со своим женским взглядом становится на мою сторону, говорит нелогично как-то после обеда в гору ехать. И правда, метров через 800 виден отгон, к нему дорога ведет. Поднимаемся вдоль ручья Бокенбай. Проезжаем обозначенные на карте развалины. Опять развилка, накатанная дорога ведет в гору, но мы упорно двигаемся по старой дороге, используемой только конями. Это тракторам и машинам подъемы и лишние километры не страшны, а нам с конями, силы беречь надо! Радует, что кончилась неизвестность, и мы знаем куда идем. Преодолеваем последний перевал высотой 1144м,  на пересечении урочищ Караагаш и Алакар. Глянул на спидометр, средняя скорость чуть больше 7 км/ч. Впереди нас ждет спуск почти до самого озера Таинты. С самого верха дорога видно, что была, но ею давно никто кроме пасущихся невдалеке коров не пользовался. Но какой кайф лететь по извилистым тропкам! Постоянно попадаются промоины, кочки, камни, все это добавляет адреналина в кровь. Двухподвес там в своей стихии! Периодически останавливаюсь, жду товарищей, кайф кайфом, а мало что там сзади случится может. Спуск был длиной около пятнадцати километров, он с лихвой вознаградил нас за дневные трудности, и позволил наверстать  время.

Пролетаю мимо едва заметного свертка, сзади Маша кричит. Это оказывается поворот на озеро. Маша там как местная, все дороги знает. И опять подъем на пределе ездябельности, зато уже в соснах, это тебе не по мертвой земле ехать. Небольшой спуск, и мы на Таинтах. Время пять часов, на спидометре 48 километров. Очень симпатичная, ухоженная база отдыха, дома далеко друг от друга, чистота, очень понравилось. Запасаемся водой, и длинный спуск до Верхних Таинтов. Проезжаем деревню и по гравийке едем к Нижним Таинтам. Сильный ветер (естественно встречный). Маша отстает, медвежонок еще дальше. Поджидаю, спрашиваю Машу, устала? Отвечает, что силы кончились, на автопилоте уже едет. Видно на этом же пилоте и Панда передвигается. Француз с Яриком бодро крутят педали впереди, у них автопилот конструкцией не предусмотрен, все вручную (вножную). От Нижних Таинтов начинается старая дорога на Асу-Булак. Мы по ней ездили в начале лета, и она всех привела в восторг. Извилистая река Таинты, петляющая вдоль нее дорога, живописные скалы, и буйство осенних красок. Еще одно большое достоинство для уставшего организма, что дорога постоянно идет вниз. Доезжаем до запланированного места стоянки около брода. На спидометре 65 километров, средняя скорость чуть больше 10 км/ч.  Скошенная поляна, копна сена на нем, кристально прозрачная вода, что еще надо? А надо просто искупаться в этой реке, выпить баночку пива, набросать охапку сена под палатку и зажечь костер! И будет вам счастье! Помывшись и одевшись, я вдруг почувствовал, что у меня заболела спина, и от любого неосторожного движения ее может прострелить. Предложил товарищам на выбор, или я перехожу на легкий труд (делать чеченскую закуску) или я работаю вместе со всеми, но тогда они меня завтра везут в больницу. Мудрые товарищи выбрали первый вариант. Приятно, лежа на каремате, смотреть, как рубят дрова, устанавливают рогатины для котлов, разводят костер! Маша выдала мне диклофинак, которым я старательно намазался. Критика после похода на Маркаколь на Машу подействовала очень конструктивно, и теперь ее, как медсестру просто не узнать!

Ужинали мы, гордые самими собой. День выдался нелегкий, а с учетом неизведанного маршрута еще и сложным в эмоциональном плане. Поэтому сто грамм мы выпили за героев, то есть за нас. Было очень непривычно, что нас всего пять человек. Около стола много места, салат из миски не исчезает со скоростью звука, почти никто не орет. Гречка, сваренная Французом сальцо, колбаска, сыр. Еще мне Маринкин пирог с картошкой сильно понравился. Ее самой вроде нет, а пирог есть! Спать легли рано, сказался ранний подъем.

Как приятно спать, когда под палаткой сено лежит, мягко, как дома на кровати! Ночь была очень теплой, только под утро стало прохладно и комфортно. В шесть пытаюсь разбудить наш небольшой коллектив. Панда сам проснулся и вышел из палатки, Маша вроде не возражает против подъема, но ничего для этого не делает. Француз с Яриком в соседней палатке на мои призывы кивают, но тоже не выходят. В результате, не смотря на сваренную накануне кашу,  выехали мы все равно только в 8.30. Ладно, я с каждым походом умнею, буду начинать вас с половины шестого начинать будить, чтобы вы свои глазоньки пораньше продирали, а в шесть уже на свет божий появлялись!

Речку даже не пришлось бродить, по камушкам перешли. А в начале лета это была целая эпопея для сильных телом и духом! Уклон дороги дальше увеличился, и вот мы уже бодро вкатываемся в Асу-Булак. Сеанс  связи с родными и близкими, раздеваемся, и здравствуй асфальт!

Чем дольше я живу, тем больше убеждаюсь в справедливости законов Мерфи. Применительно к велосипеду он звучит так: куда бы ты ни двигался, ты всегда едешь в гору, и против ветра. И если насчет рельефа еще можно поспорить, то насчет ветра эта сущая правда. От Асу-Булака к Таргыну ветер был опять встречный. Пытались ехать в мешке, я тащил Машу. Она все время вываливалась, и, наконец, у нас образовалось две группы. За мной ехали Француз и Ярик, а Панда скромненько ехал в мешке за Машей.

Не доезжая километров шесть до Таргына, направо через речку шла обозначенная на карте дорога. Мы должны были по ней километров пять срезать. Сворачиваем, хорошая грунтовая дорога, но она немного назад идет, до брода. Мы умные, решили напрямую пройти. Ярик первым пошел, вроде тропинка есть, говорит. Через десять метров тропинка кончилась, дальше непролазная чаща из крапивы, поваленных кустарников и деревьев. Я Француз и Ярик премся, Маше и Панде кричим, чтобы не шли за нами, а объехали. Ломаем эти дебри, и кроем себя матом почем зря. Вот уж точно долбо..бы! Выход на противоположный берег почти вертикальный, байки просто сзади толкаем, еле выволокли. Хорошо, думаем, что Маша с Пандой за нами не пошли, а в обход поехали. Ага, поехали они в обход! Слышим, треск по кустам идет. Помогаем выбраться, спрашиваю, вы что, не слышали, что мы вам кричали, двигаетесь в обход? Панда говорит, конечно, слышали, вы тут хотите напрямую через кусты, а нас объезжать заставляете? Ну как еще этих людей по-другому назвать можно?

Я еще где-то веткой зацепился и опять трос от заднего переклюка оторвал. Починяюсь. В общем, с учетом прохода через кусты и времени на устранение поломки, здорово мы сэкономили!

Через пару километров увидели, как дорога поворачивает направо на перевал. Опять срезаем, едем через скошенное поле. Маша по дороге еще ухитряется быстренько сфотографироваться, изобразив девушку, отдыхающую в стогу. Дорога становится все круче, зато появляются сосны, пейзаж становится поинтересней. Наверху останавливаемся перекусить. Время уже двенадцать, до запланированного обеда еще далеко, поэтому оставшаяся утренняя гречка пошла на ура. А когда Маша еще и три груши достала, перекус стал просто барский.

Спустились до трассы чуть выше Скалистого, и через пару километров были на свертке к перевалу Байча. Первые пять километров плавного подъема дорога отличная. Вокруг сенокосы, соответственно и дорога есть. Но все хорошее рано или поздно кончается. Кончилась и дорога.

В самом начале лета я в одиночку, налегке съездил и поднялся на этот перевал. Дорога была, конечно, заросшая, но читаемая, и я по ней даже ехал. Сейчас я еле нашел сверток. В относительно проезжаемом состоянии дорогу поддерживали только местные лоси, у них там тропа была. Кто ехал, кто шел, но два километра мы преодолели. Последний брод и источник воды, останавливаемся на обед. Весной это был нормальный ручей, а сейчас я ямку выкапывал, чтобы кружкой можно воду в котел черпать. Сварили супчик, пара рыбных консервов и немного отдыха. Впереди километр крутяка, и полная неизвестность дальше.

В четыре часа выдвигаемся. Если бы я там весной не был, мы дорогу бы просто не нашли.Уклон становится больше, дороги уже вообще на видно, а лоси видно тут редко пробегали. Останавливаемся каждые 20-30метров, дух переводим. Добрались до уровня сосен, уклон возрос, но хоть травы стало меньше. Наконец мы на вершине! Высота 995 метров. Проехали еще метров сто, как раз до того места, где я весной был. На этом дорога и кончилась. Вообще кончилась. Даже заросшей ее просто не было. Сверяюсь с картой, хожу, ищу, дороги нет. Зато есть отличный карагайник, густой осинник и крутой косогор. Пытаемся идти примерно в том направлении, где теоретически должна быть дорога. Карагайник выше роста, скорость передвижении по нему нулевая, а сил и нервов забирает много. Пройти по нему несколько километров просто нереально. Тем более на соседнем холме по ходу нашего движения осинник стоит просто сплошной стеной. Я могу ответственно заявить, что по левую сторону от р.Байча, обозначенной на карте дороги в настоящее время НЕТ! Решаем спускаться по косогору на другую сторону ущелья. Там сосны, травы мало, и даже видны следы пребывания человека. Сначала консервная банка, потом бутылка из-под водки. Но когда мы увидели здоровенный лом, заботливо прислоненный к дереву, мы поняли, где-то здесь должна быть дорога. В нашей местности туристы редко с ломами в походы ходят, значит, его на чем-то привезли. И, правда, сначала тропинка, потом фрагменты дороги в сосняках, потом следы от транспорта уже и на траве, и вот, около нашей зимней стоянки, поля и дорога! От обеда прошло два часа, пройдено около четырех километров, зато каких!

До озер еще около двадцати километров, но это же по полевой дороге, да еще под гору! В Алгабас заезжаем уже в сумерках. Быстро в магазин, покупаем по бутылке ледяного пива, одну сразу приканчиваем. До машины шесть километров, едем в темноте. Для меня это были самые трудные километры. Вроде и рядом, а организм уже расслабился, почувствовал, что самое трудное позади, и педали крутить категорически не хочет. Добрались до машины, я облился ледяной водой, выпил бутылку пива, и почувствовал себя в Нирване! Все устали, но настроение боевое! Мы прошли сложный маршрут, преодолев примерно 137 километров, набор высоты составил более 3400 метров, средняя скорость 11,9км/ч. Это покруче водохранки будет! Такие походы укрепляют дух, повышают собственную самооценку, ты понимаешь, что наша сплоченная команда может сделать многое! Спасибо всем, кто принял участие в походе!

Счастливых покатушек!

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Яндекс.Метрика