Приключения велпехов на Таинтах 11-13 мая 2012г.

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна

Черным цветом отчет Александра Качурина

Синим цветом отчет Марии Шмурыгиной

Зеленым цветом отчет Марии Чакилевой

Привет всем велопехотинцам и сочувствующим!

Идея поехать на оз. Таинты была высказана Хомячком и Тертей еще на Велопасхе. Причем они хотели сделать этот выезд семейным. Зачем им это? Они и так всегда своей семьей ездят! В итоге не ездящие жены, дети отпали, осталось 15 велопехотинцев. Изначально предполагалось поставить на озере лагерь и два дня совершать радиальные выезды. Воспротивилась Фелиция. Решив, что радиальные выезды – это матрасизм чистой воды, она выступила с предложением двухдневного похода по маршруту Таинты-Асу-Булак-Таргын-Сибины-Таинты с ночевкой на Сибинах. Используя метод сепаратных переговоров, а так же метод угроз и обольщений, он склонила к этой идее Леху, Наташу, Доктора и Сана. Поскольку начало разброду и шатанию было положено, остальной народ в стороне не остался. Мы с Яриком решили проехать по тому же маршруту, как и Феля, но за день, а Тертя, Хомяк, Рома и Монах решили катануть через Асу-Булак на Белую Гору и назад на Таинты.

Сказано – сделано. В пятницу Лёхсус, Прадик и Тертязик доставили велпехов и их двухколесных друзей на озеро. Хуже всего Терте пришлось. Ему досталось помимо трех пассажиров еще и 12 байков. Я бы их просто в кучу в машину свалил, но Тертя парень ответственный, он их правильно, с перекладыванием, чтобы не повредить, упаковывал, соответственно времени и сил у него ушло много.

Приехали уже затемно. Место Леха выбрал, он чуть раньше приехал. Полянка классная, только вся наклонная, место под палатки ровное найти проблематично. Но кое-как лагерь разбили, Доктор на газу суп из консервов сварил. Стол был практически шведский, ужинали стоя, даже по соточке всего несколько человек выпили. В час расползлись по палаткам.

Суббота началась рано, и, несмотря на наши попытки немного оттянуть пробуждение, она настойчиво заливала солнечным светом стенки палатки, давая тем самым понять, что день вступает в свои права. День, который предвещает нам много интересного.

Удивительное дело, но утром все без команды в 6 часов проснулись. Мы с Яриком торопились больше всех, маршрут предстоял достаточно сложный и протяженный, поэтому выехать хотелось пораньше. Быстро позавтракав, в 7.30 выезжаем под одобрительные возгласы товарищей.

2Чей-то топот, пронесшийся в метре от моей головы, окончательно вернул меня ото сна. На часах ещё 5.55, а на костре уже вовсю варится каша. Видать, это Лёха шуршит по хозяйству. Велопехотинцы не спеша выползают из палаток,  совершают водные процедуры и готовятся к приёму пищи. Но не все. Алекс и Яр решили посвятить этот день радиальному выезду в спортивном темпе – показать таинтинским суркам где раки зимуют. Со скоростью электрометёлок они смели вкусный походный завтрак, и вот,  уже полностью снаряжённые, прощаются с нами. Фото на память, и, удаляясь от нас, раздаётся Алексовское «GO-GO-GO!!!». Впрочем, спустя час двадцать, то же самое мы услышали от Ромы, который решил взять эту обязанность кэпа на себя.

Погода для покатушек просто идеальная! Яркое солнце и достаточно прохладно. Ехать решили в хорошем спортивном темпе, остановки только технические, отдых на спусках, и по приезду в лагерь. Дорога вначале идет под гору, очень даже обидно! Еще свежий, полон сил, крути да крути, а ты сачкуешь! Правда, кайф спуска с утра тоже дает свой драйв. На первом же броде в Верхних Таинтах Ярик попадает в воду и мочит свои новые контактные туфли. Как показал дальнейший путь, это он правильно сделал, сухим бы ему все равно проехать не удалось.

Спуск по старой дороге на Асу-Булак конечно просто сказочный! Проходим его на едином дыхании, даже брод бегом преодолели. На спидометре 27 км, время прошло чуть больше часа – неплохо!

После того, как Алекс и ЯРик уехали, мы не спеша начали готовить велы, собирать палатку и вещи. На сборы ушло около полутора  часов; вот что значит отсутствие кэпа – даже поорать на нас некому!  Марина между тем приплясывала в сторонке, радуясь то ли нашему скорому отъезду, то ли исчезнувшей боли в коленке. Вручив ей ключи от машины, по команде из трех ласковых слов (гоу-гоу-гоу!) мы рванули по дороге, удаляясь от озера.

В 8.50 организованно выезжаем из лагеря, и, после трёхминутной регулировки Лёхиного и моего велосипедов, девять велопехотинцев с весёлыми воплями несутся под гору, поднимая дорожную пыль и уровень эндорфинов в крови.

Спуск налегке всем понравился. Монах отрывался как мог, иногда даже от земли, а я наоборот осторожничала – в связи с установкой нового руля и выноса посадка изменилась и я не успела еще к ней привыкнуть. На одном холме видели нечто странное – из земли торчало около 30 проволок, загнутых в окружность – как росток или хоботок у бабочки. Казахские степи настолько суровые, что там растет даже проволока!

От Асу-Булака до Таргына путь лежит по асфальту. Решаем ехать проверенным способом, в «мешке» меняя друг друга через каждые 3 км. Буквально через четыре километра от Асу-Булака прямо на дорогу, метрах в пятнадцати от нас выскакивает косуля, а вторая на обочине стоит. Глаза у первой по чайнику, на Ярика пялится, дивится, что за зверь такой? Тонкий, грациозный, шустрый, может тоже косуль? Нееа, у косулей попа белая, а у Ярика черная, с памперсом, значит не наш, и животные грациозно и быстро рванули в горы. Мы их с завистью взглядом проводили, вот бы нам их прыть!

Перед Таргыном первая техническая остановка, смазываем цепи (на спидометре около 40км), заодно и сами по банану съели. За Таргыном асфальт кончается, едем по гравийке на Сибины. Солнце начинает припекать, еду без майки, меня мошка жрать начинает. Ладно, в подъем, отмахнуться можно, а на спуске, на хорошей скорости, руль же не бросишь. Начинают мышцы затекать, на один подъем пешком, для разминки поднимаемся, помогает. На спуске с гребенкой у меня раскручивается и теряется ролик с лапки заднего переключателя. Долго ищем, находим все, кроме винта, хорошо, подошел от крепления насоса.

Пересекли трассу и направились к Нижним Таинтам. Небольшой подъем и спуск – и вот на нас уже тычут пальцами местные жители. Но болтать нам некогда, впереди участок, которого все ждем. В прошлом году, проезжая по этой старой дороге в Асубулак, мы с упоением наслаждались цветущими яблонями и черемухой, вдыхая на спуске пьянящий аромат их белоснежных цветов, и казалось, голова закружится от такой немыслимой концентрации запаха весны и проснувшейся природы. Но сейчас деревья только-только начали покрываться легкой зеленой вуалью: нам следовало оказаться здесь парой недель позже.

Пересекаем самарскую автотрассу, затем две коротких остановки в Коктау и Нижних Таинтах, и, наконец, мы ­­­- наедине с красивейшим ущельем, по которому стремительно несётся река Таинты. Живописные скалы, зелёные сосны, запах хвойного эфира и цветущих кустарников окружают ощущением свежести и весны. Наслаждаясь этой красотой, не сразу замечаю, как дорога резко меняет направление и, еле вписываясь в поворот, подкатываюсь к броду. На том берегу Терте приходит гениальная мысль – нужно подкрепиться! Ведь не зря же Рома, единственный из всех, снарядил свой байк рюкзаком-штанами, в которых точно должно лежать множество вкусняшек. Наш народ не надо долго уговаривать на перекусы, тем более, что обычно они сопряжены с весьма благородным делом – «разгрузкой» товарища. Подкрепившись, двигаемся плотным пелотоном дальше, вниз по реке.

Наконец, ущелье начинает расширяться, появляются первые дома Асубулака. Пройдено 27км, на часах 11.00.

Спуск, как и всё, приносящее удовольствие, быстро закончился. На развилке пришла пора попрощаться до завтра:  Тертя, Маша, Рома и Серега поехали к Огневке, а мы (Леха, Натали, Витя, Сан, и я) – к Таргыну.

Останавливаемся на развилке, смотрим GPS. В этой точке команда должна разделиться на две части – Лёха, Фелиция, Натали, Доктор и Сан отправляются на Сибинские озёра, где планируют ночёвку, а я, Тертя, Рома и Монах едем «матрасить» на берег Иртыша – в мифическую Огнёвку. Расставаться никому не хотелось, и, после некоторой заминки, всё же было решено следовать запланированным маршрутам.

В 11.05 подъезжаем к Сибинам, к нужному нам повороту. Проехали 65 километров, средняя скорость 23,7 км/ч. Даже с учетом получасового ремонта дорога заняла три с половиной часа. Свернули на грунтовку, дорога сразу пошла вверх. На первом же броде купаемся в кристально чистой и холодной воде, она возвращает нас к жизни. Уклон все больше и больше. Пока ехали по асфальту, я думал, что совсем не устал, но подъем расставил все на свои места. 65 километров в хорошем темпе – они силы все равно забрали…

Как в детском стишке, «а горы все дальше, а горы все круче, а горы вздымались под самые тучи»! В начале пути идет основной набор высоты от семисот до тысячи трехсот метров. Продвижение осложняется тем, что дорога идет по каменистому руслу реки. Ни о какой езде там речи и быть не может, бредем с велами пешком, иногда тащим их просто на себе. Дело к обеду, силы уже на пределе, пот заливает глаза. Обедать запланировали на роднике, но мне кажется, что я до него никогда не доберусь. Ярик отстает, контактная обувь не приспособлена для хождения по говнам.

На асфальте я уж было обмолвилась про «мешок», но идея нашими мужчинами была проигнорирована, и покатили мы с Натали со скоростью около 15 км/ч. Честно говоря, второй или третий раз уже там ехала, и все мне эта трасса не нравилась. Такое уже было в Катоне – вроде и едешь по ровной дороге или даже видишь спуск, а как будто в гору педалить приходится. Зато яблони и черемуха на этой высоте уже цвели, и это, безусловно, скрашивало наше существование.  Тут вдруг Наталья останавливается – педаль отвалилась. Она коня своего после Тертязика сама собирала, и педаль неудачно вкрутила – резьбу сорвала. Стоим на обочине. Парни уехали уже за поворот, догнать не получится. И тут, видимо чуя неладное одним местом своего богатырского тела, из-за поворота показался Доктор! Ну надо же! Прикрученной педали хватило на 200 метров, потом она опять отвалилась. Пока Витя колдовал над ней снова, я ему торжественно пообещала, что если она не отвалится, то мы его будем носить на руках аж 2 минуты! Потом мы поехали уже дружно – мальчики поняли, что нас бросать нельзя! Правда, на следующий день уже об этом забыли..

Тертя предлагает ехать по объездной дороге, которая выходит на огнёвскую трассу, минуя Асубулак по противоположной стороне реки. Сворачиваем на неё, проезжаем  пару холмов, петляем между карьерными отвалами и оказываемся у разрушенного моста через Таинты. Река здесь уже не та, что была выше по течению. Приходится форсировать её там, где она делится на несколько потоков. Первым переходит Монах, затем иду я. Преодолеваю половину последнего, но самого мощного потока, и встречаю Монаха, который начинает навязчиво предлагать свою помощь, и, в итоге, отбирает у меня велик. Не успела я разуться на берегу, чтобы перекинуть Терте сандалии, как Серёга снова решает помочь, забрав их и утащив на тот берег. Оттуда, кстати, он прихватил по пути и Ромин велосипед. К слову сказать, Монах отлично чувствует себя в ледяной воде, прекрасно владеет навыками перехода горных рек и всегда рад помочь ближнему, как, впрочем, и дальнему в преодолении походных трудностей.

Перелезаем через небольшое болотце в пойме реки и взбираемся на дорогу, где нас ждёт небольшая, но приятная неожиданность. Ранее по какой-то причине мы были уверены, что до Огнёвки идёт грунтовая дорога, но перед нами был асфальт. Выдвигаемся, на спидометре 35км. Несмотря на ровность покрытия и неплохой уклон под гору, скорость передвижения – всего 18-22км/ч. Направление ветра во многом её определяет, мы в этом потом не раз ещё убедились. Широкая долина постепенно переходит в узкое ущелье, где меж отвесных скал еле умещаются петляющие река и дорога.

Спустя 10км на обочине появляется знак «Огнёвка», спустя ещё километр появляются первые жилые дома. В склоне горы виднеется заброшенная шахта, из которой по трубе вытекает вода. Наконец, дорога приводит нас к самому посёлку, который расположен на берегу Усть-каменогорского водохранилища, по обе стороны от впадающей в него реки Таинты. Кое-где дома стоят на таком крутом склоне, что оттуда открывается потрясающий вид на окрестности. Лишь стоящая внизу фабрика вносит свою технократичную ноту в пейзаж.

Время 12.15, наконец, долгожданное место! Бросаем байки, в речку, и блаженно растягиваемся на траве. Кефирчик! Брынза! Огурчики! Сальцо! Чаёк! Вкусно-то как! А еще в это время ты же никуда не едешь!

Пятьдесят минут блаженства кончились быстро, и мы снова в седле. После обеда педалится легко, вот, что значит правильное велопехотное питание!

Что ж, на часах уже 13.00, позади 48км. Не увидев достойного для обеденного отдыха места на берегу водохранилища, отправляемся обратно – искать пристанище выше по реке. Через пару километров сворачиваем с дороги, оказавшись на уютной песчаной полянке. Традиционные водные процедуры, чай с  чабрецом и мятой, салат из свежих овощей, сало, вкусняшки… Что ещё нужно путнику для полного счастья? После всего этого, почувствовав себя родственниками того самого колобка, взваливаем свои тела на велосипеды и отправляемся в обратный путь – к Верхним Таинтам.

5В Таргыне обедали у речки, предварительно запасшись водой у добрых сельчан. В 14-30 двинулись было ехать, но Леха прокололся. Стоим на обочине трассы с Натали, ждем наших. Останавливается машина рядом со мной. Я – мало ли что – на педаль и вперед, к Наталье поближе. Из машины вылетает злобный.. Панда! «Вот так, да??? Вы че своих не признали???» Мне было искренне стыдно! Панда и Маша направлялись к велопехоте в Таинты, а тут такая встреча! Пока Панда бегал туда-сюда с насосом, Маша поделилась с нами мегавкусно замаринованным шашлыком из курицы. Тщательно запаковав мясо, решили сделать пацанам сюрприз, когда приедем.

Время уже давно за полдень – 14.30. Представляем себе безрадостную перспективу постоянного набора высоты в течение следующей полсотни километров по послеобеденной жаре. Но на этот раз ветер, тот самый, который столь заботливо обдувал наши лица на спуске, решил помочь, подталкивая нас в спины своими мощными потоками. Со скоростью 20-25 км/ч, беседуя друг с другом и не особо напрягаясь, доезжаем до Асубулака. Отдыхая на въезде в посёлок, изучаем информационный щит. Оказывается, Асубулак – не такой уж и маленький. В нём проживает около 2800 жителей и находится 26 продовольственных магазинов.

На дороге огромный снежный язык. Не решаемся ехать через него, тащим велы по горе в объезд. Еще раз смазываем цепь, на спидометре около 80 км. В прошлом году по этой дороге ехать было значительно легче, она была накатана аборигенами на тракторах. Сейчас еще никто по ней не ездил, и ощущение такое, что едешь на спущенных колесах, несколько раз смотрел, не прокололся ли? Выезжаешь на каменистый грунт – как из рогатки тебя выстреливают! Все чаще и чаще попадаются огромные снежные языки. Пробуем пройти по нему – снег отлично держит. Пишу на снегу наши имена для группы, которая поедет этой дорогой завтра. А то вдруг подумают, что это другие придурки на велосипедах по горам шастают!

Дорога заканчивается, и начинаются конские тропы. К сожаленью, кони по ним в этом году тоже не ходили, мы первые. Все дороги изрыты какими-то землеройками, от которых причудливые, извилистые как щупальца, траншейки. Тоже скорости не добавляют.

Грунтовка, ведущая на Сибины, тоже всегда радует. 18 км от Таргына до второго озера, 2 качественных подъема, остальное – небольшие горки и большие спуски  – просто мечта туриста, да еще и живность всякая бегает – то зайца встретишь, то гриф на гнезде сидит, то змеи под колеса выпрыгивают.

В месте, где Панда потерял в прошлом году мед, останавливаемся, и честно пытаемся его найти. Меда нет.

В нескольких местах сверяемся с GPS, идем правильно, память не подводит. На спуске я пролетел поворот (пятно впереди), пришлось метров двести по карагайнику в гору идти. На месте прошлогоднего обеда остановились и подзаправились бананами. Двигаемся (с учетом километража и условий движения) на удивление легко. Последний затяжной подъем перед длинным спуском к озеру. Наверху подъема нам ждут три сурка. Они стоят как три богатыря, правда, три трусливых богатыря, потому, что при нашем приближении быстро ныряют в норку. Я раньше сурков вообще не видел, а тут, на участке от Сибин до Таинтов увидел столько, что со счета сбился. Здоровые падла такие, жирные, на собаку чау-чау похожи, и бегают, как собаки. Один, на спуске, смотрю, мне прямо в лоб, на таран бежит! Ну, думаю, ща я ему врежу! А он шасть в норку, оказывается, он в нее бежал!

На озеро прибыли в 16 часов, побросали вещи в дом и пошли купаться. Вода хорошая, чистая, ветер только не позволил долго в мокром находиться, поэтому направились домой готовить ужин и топить баню. Сторож базы угостил нас большим пакетом вяленой сорожки. В каждой рыбке была икра. Запланированная тушенка была с радостью отложена в сторону при появлении маринованного мяса. Мы не верили, что испытываем на себе все прелести европейского велотуризма, и это несколько настораживало – а ничего ли нам за это не будет от нашего бога велопехотного?

Ну, вот и та развилка, где утром мы попрощались с товарищами. На компе 68км. Дальше наш путь лежит на Белую гору, с которой мы должны спуститься в Нижние Таинты. С этого места уклон начинает увеличиваться, переходя впоследствии в очень крутые серпантины. По дороге в верхнюю часть Асубулака встречаем двух местных девушек, одна из которых как-то странно хихикает при виде каждого из нас. Так же отреагировали и двое мужиков, закатившихся хохотом за одним из заборов. Лишь две бабульки, возле дома которых мы заправлялись водой на колонке, скромно перешёптывались, кивая головой в нашу сторону. Видимо, в велосипедной экипировке для местных жителей мы выглядели как герои какой-то утопии.

Дорога вывела нас за пределы посёлка и уверенно поползла в гору, заставляя крутить педали на самых низких передачах. По обочинам стоит стройный ряд из молодых берёзок, лишь изредка сменяющийся соснами и кустарниками. Наша группа немного растянулась, и я, поднимаясь в одиночестве, наслаждаюсь тишиной и дыханием леса. Километры ползут очень медленно – 73,60…, 73,80…, 74,10.… Так хочется остановиться, прервать эти монотонные цикличные движения. Вот, - думаю, - до того кустика доеду и остановлюсь. Нееет, лучше вооон до той берёзки. Преодоление невидимых отметок хоть как-то отвлекает. Ааа, вон и Тертя стоит. Хоть кто-то здесь устал кроме меня… Подъезжают и Монах с Ромой, останавливаются. Оказывается, всем после семидесятника немного тяжелее становится крутить педали.

Двенадцатикилометровый спуск – это достойная награда байкерам за все мытарства! Сначала – какие-то извилистые коровьи тропы, вперемежку с промоинами, нырками и трамплинчиками, и все это на хорошем уклоне! Потом – каменистая дорога, на которой развиваешь неплохую скорость, небольшие броды с последующим резким, крутым и коротким подъемом – все это песня даунхила!

Уклон постепенно стал поменьше, бродов и грязи побольше. Смотрим, навстречу нам едут Панда с Машей и Француз. Остановились, поговорили с друзьями и дальше. Француз с нами поехал, а Панда дальше стал Машу выгуливать. Маленький перевал к озеру, и мы в лагере! Честно говорю, от маршрута получил полное удовлетворение. На спидометре 112 км, средняя скорость 14,01 км/ч, общее время в пути 10 часов, время педалирования 7ч, 43 мин.

Сразу ныряем в озеро, Маринчик, молодец, пиво нам остудила, по банке залпом – красота бл..ть! (как Ярик обычно говорит)

Коллективно решаем подкрепиться. Прошу у Ромы кураги, и он начинает распаковывать свой ларец. Достаёт из него один за другим пакеты из-под кофе, в которые он дома упаковал несколько видов сухофруктов и орехов. Курага так и не нашлась, но, поверьте, перекусить было чем! Монах, в свою очередь, удивляет не меньше Ромы:

– А кефира не хотите?

Как будто мы на Комсомольском острове сидим батоним…. Несмотря на то, что кефир оказался солёным, его быстро не стало.

Довольные, едем дальше. В одной из ложбин останавливаемся у ручья, берега которого усыпаны душистой чёрной смородиной. Набираем воду в тары, листья смородины в карманы и двигаемся дальше. В какой-то момент ехать становится невыносимо, и мы все спешиваемся, продолжая путь уже рядом с конями. Силы на исходе, снова останавливаемся на перекус. Только на этот раз в ход пошли уже сало и хлеб. Преодолеваем последний торчок, пару горок и, наконец, приближаемся к Белогорскому. Фотографируемся на фоне заброшенных домов и поросших деревьями карьеров, и, свернув с трассы на грунтовку, подъезжаем к спуску в Нижние Таинты. Вид оттуда открывается просто сказочный – долина залита густым багряным светом заходящего солнца.

А где же наша вторая группа? А их еще нет… Уже и Панда с Машей подъехали, и первую партию шашлыка от медведя пожарили, и по соточке выпили, а товарищей все нет! С каждой выпитой рюмкой укрепляется желание ехать на их поиски. Проблема только, что абсолютно не знаем куда ехать!

Время уже 18.50 – нужно успеть до полной темноты добраться до лагеря. Запитонив, а по-другому и невозможно выразиться, рыбную консерву, начинаем спускаться. Такой крутой и каменистый спуск приносит, скорее, напряжение, а не удовольствие. Минуем Нижние, затем Верхние Таинты и оказываемся у последнего подъёма на сегодняшний день.  Переводим дух, собираем последние силы для того, чтобы взобраться к озеру Шибындыколь, где нас ждут ужин и друзья. Уже в сумерках, скрипя зубами, наблюдаю как число на спидометре становится трёхзначным. Осознание того, что мы сделали «это» окрыляет, и последний отрезок уже мчимся наперегонки, забыв про пройденные трудности. В лагере нас встречают добрые улыбки, вкуснейший шашлык и запечённая на углях картошка.

На часах 20:30, на спидометре 103.85км, время в пути 6.53.09, средняя скорость 15.08, максимальная скорость 56.04. Общее время - 11ч 40 мин. Да чтоб все так матрасили!

Уже сумерки наступили, наконец, появляются. Мы на них давай орать, где вы были, мы же за вас волнуемся! Хомячок на нас даже обиделась, говорит, я такого приема не ожидала.

Жарим друзьям шашлык, наливаем им (в смысле Монаху) зелье, бурно обмениваемся впечатлениями. Панда, старый гурман, еще и картошку в фольге с салом в углях запек – просто объедение!

Но вечер заканчивается, слабохарактерные (они же малопьющие) расползаются по палаткам, и только три добрых молодца и одна красна девица сидят у костра попивают огненную воду и ведут неторопливую беседу. Монах перед отходом ко сну ухитрился еще со стола хапнуть неразведенного спирта из бутылки (думал, что там вода).

Утро для меня было поздним и тяжелым (видно говорил вчера много). Какие-то добрые люди (вроде это был Вова) сварили кашку, кофе, которые частично вернули меня к жизни.

8Утро воскресенья началось также матрасно. Солнце светило вовсю, обещая жару под 30. Хорошо, что самый сложный – первый – подъем у нас вдоль реки идет. Выехали около 9-30, только с асфальта свернули к логу – Леха вспомнил, что воду перекрыть забыл. Поехал назад. Ждем – нет и нет его. Тут звонит: «Я пробился, заплаток нет, камера не клееная». Посылаем Витю на подмогу, сами с Натали устраиваем фотосессию, поражая Сана количеством снимков и поз в единицу времени. На часах 10-30, их нет. Мы уже думаем катить обратным ходом: по грунтовке на Таргын, а там по асфальту до Таинтов – это 3 часа ходу, и с учетом потерянного времени и сломанной педали это кажется достаточно правильным решением. Но появляются Леха с Доктором, у Лехи в глазах вопрос, почему мы еще не на перевале, и слышать про асфальт он вообще ничего не хочет. Кстати сказать, накануне вечером мы говорили с Алексом, который успешно вместе с Яриком преодолел этот маршрут за день,  и он намекнул, что существенную часть пути мы будем вынуждены пройти пешком, т.к. на дорогах еще лежит снег. Ну пешком нам не привыкать! Дааа, с водой тут все нормально! Речушка Талдыбулак разлилась, и нам то и дело приходилось перебредать ее. Витя и Леха, боясь промочить велотуфли, скакали по камням, Витя даже завалился пару раз. Я (Уася) тащусь от своих сандалей Тева. Надел – и никаких преград! Двигались медленно – подъем серьезный, рвать не нужно, грязь, вода, камни… На последнем отрезке подъема нас удивило количество снега – приличный пласт лежал прямо на дороге, пришлось обходить. На вершине обнаружилась пропажа Натальи – отвалилась декоративная верхняя часть шлема и козырек. И это при том, что она не падала, а просто шла в гору, зацепив шлем на вел! Далее наш путь лежал по хорошей грунтовке, местами заваленной еще снегом, но мне эта дорога нравится – скорость на спуске позволяла взлететь на половину следующего подъема, и до обеда все дружно катили и испытывали эстетическое удовольствие от вида зеленеющих разными оттенками холмов, составляющих Калбинский хребет.  Небо казалось таким низким – рукой подать до облаков, и рельеф здесь напоминал мыльные пузыри  в ванне – один на одном холмы, холмы… и эта красота на высоте всего около 1300м.

Стали собираться на покатушки вокруг озера. Марина опять осталась в лагере, с ней два бывших вчерашних добрых молодца – Ярик и Монах. Поехали впятером – Тертя, Хомяк, Рома, Француз и Алекс.

Забойный спуск вначале быстро сменился затяжным подъемом. Передача 1:1, еле крутишь, сердце из груди выскакивает, легкие выплевываешь, в глазах темно. А плюс вчерашний бурный вечер. Тертя первый едет, я за ним еле поспеваю. Смотрю, прокололся, радость то, какая! Можно побатонить, пока он колесо делает.

И снова подъем. И почему они мне сегодня не нравятся? Но любой подъем хорош тем, что после него будет спуск. И он был! Песочно-каменистая дорога, местами огромные каменные плиты, промоины, хороший уклон. За Хомячком несусь, догнать не могу, вот молодец, абсолютно страха у неё нет! Тут, конечно, двухподвесы рулят! Рома с Французом на хартейлах сзади остались. Кружок получился небольшой, около 13 километров, но очень интересный.

Приехали в лагерь, там уже Панда с Машей (они по дороге на Асу-булак до брода доехали). Обедаем, валяемся, купаемся, загораем.

Подходило время обеда. Помня ориентир – ива возле ручья, я была очень удивлена, когда на пригорке, не спускаясь к иве, увидела комплекс сооружений для комфортного проживания пятерых евровелотуристов: деревянный стол с двумя скамейками, комната отдыха (без стен, чтобы не нарушать единение с природой) с кроватью, и отдельная кухня, огороженная забором с калиткой. Даже полотенцесушитель был – трехрожковая рогатина с поперечными палочками. Надеюсь, я не ошиблась в предназначении этого предмета и он не является орудием пыток снующих повсеместно жирных, наглых сурков! Про сурков и кротов хочется сказать отдельно. Первые без установки соответствующих знаков позволяют рыть себе норы размером с колодец прямо на дороге/тропе, а вторые, также без обозначения, лениво копают каналы и ходы в миллиметрах от поверхности проезжей части! В итоге едешь, то прыгая через дыры, то буксуя на кротовьих траншеях. Итак, обедать решили в цивилизации  - евровелотуризм начал оказывать свое развращающее действие. По опыту прошлого года, с места обеда до озера было около двух часов ходу, то есть прибыть к товарищам мы должны были вовремя – не позднее 5 вечера. Но велопехотный бог решил наказать нас за вкушение «запретного плода» и напомнить, что мы – велопехота, а не гламурные чуваки, ночующие в гостиницах и кушающих за столом! Орудием наказания стали мы с Натали. Пообедав, не дожидаясь мужчин, покатили вниз, помня о том, что нам надо будет повернуть налево. Спуск был потрясающий. Остановившись на развилке, я поняла, что впервые вижу это место – раньше не здесь сворачивали, хотя дорога уходит влево – все, как на треке. Жалко, что ЖПС был у Лехи.

Дождавшись его, попали под шквал брани: «Вы какого х…. у….. так далеко, сверток давно проехали!» Я говорю: «Да вот дорога налево идет, я помню, что мы по конским тропам после свертка ехали, потом нормальную дорогу пересекали, вот это она и есть наверно». В общем, нет, чтоб назад вернуться, поехали мы по этой дороге. У Лехи еще карты не подгружены были, только нитка трека на белом фоне. Ну как так ехать можно??? Но мы ж велопехота, нам по треку неинтересно, да и карта нафиг не нужна! Поняв через некоторое время, что дорога эта идет не в нужном направлении, а удаляется от трека, решили как-нибудь на него выходить. Это «как-нибудь» вылилось нам в трехчасовое метание по холмам в поисках другой автомобильной дороги. Где можно было – ехали, но в большинстве поднимались пешком. Поднимешься с надеждой, что сейчас дорога будет или тропа – а ее нет, зато есть еще хребет, и так раз шесть или семь. Хорошо, что налегке ехали – без снаряги, но с другой стороны, солнце двигалось к закату, и отсутствие одежды потеплее не радовало. Часто на горках видели вагончики, не знаю, кто их там наставил, но в случае непредвиденной ночевки это нам бы пригодилось. Потеряв счет бесконечным бродам, уже сил не было пытаться не замочить ноги, но Леха и Витя еще как-то умудрялись беречь сухость своих контактных туфель. Леха вообще смотрел на ЖПС и повторял: «Вот на ту гору залезем, и там до трека немного». Такую фразу мы слышали несколько раз, а к треку все не выходили. Наконец-то выбрались на дорогу, ведущую к «водопою» - ориентиру, за которым начинался последний подъем перед Таинтами. Посмотрев на наш маршрут, я офигела: мы вышли на трек на расстоянии в два или три км от пропущенного свертка!!! Длина нашего дополнительного перехода составляла 16-18 км.

Дело уже к вечеру, начинаем сворачивать лагерь. Группа с Сибин, по нашим расчетам, должна часов в 6 – 7 приехать. Время вышло, их нет. Мы уже всю территорию убрали, Рома уже весь чужой мусор на поляне собрал, и стал по спирали ходить, собирая его на дальних подступах, наших все нет. Время восемь, девять, десять – никого. Понимаем, что-то случилось. Из возможных причин наиболее вероятные две - сломались или заблудились. Если сломались – пешком бы уже дошли, или прислали кого-нибудь, значит блукают. Искать бестолку, ночь, неизвестно где они, на машине там вообще не проехать. Остается только ждать. Острое состояние беспомощности, когда ты реально ничего сделать не можешь. Поиск возможен только утром.

На часах было 8, а телефоны Терти, Алекса и Монаха были вне зоны – у нас не было шанса их предупредить о задержке. Теперь только бы до темноты доехать до спуска, а там 15 км – и приехали. Одели, у кого что было, достали фонарики. Через несколько км, после очередного брода, дорога оказалась грязной и размытой, мы то и дело спешивались с байков. Но вот и верхняя точка перевала. Тут же зазвонил мобильный: родители в панике - 10 вечера, обещали в 8 быть в городе. А у нас еще 20 км до машины. Звоним, чтоб предупредить пехоту – те наверное места себе не находят, волнуются.

Наконец в 10 часов выходят на связь.

Спуск до поворота на озеро шикарный и адреналинистый, если ехать днем. А ночью мы сбились в одну кучу, как табун, и одним ярким пятном начали аккуратно двигаться вниз. Опять бродов немерено, уже надоело из седла выстегиваться. Зато порадовал фонарь – его света хватало на приличное расстояние, а Петцль на голове обеспечил «ближний» обзор. Такое сочетание придает уверенности в кромешной тьме. Очертания черных гор  на черном «в звездочку» небе не вызывало энтузиазма вообще, я ездила здесь не раз, но по контурам узнать что-либо – это только аборигены смогут. Едем, чувствую, где-то поворот на озеро должен быть, он незаметный, лишь бы не проехать! И – слава Петцлю! – вот он! Нам сразу спокойнее стало, почти «дома». И очередной ручей на пути. Летом его можно легко преодолеть, не слезая с вела, а сейчас он набрал солидности, превратился в ручьище и требовал почтительного обращения, иначе грозил окунуть в свои темные воды всех презренных. Мужики разулись, мы с Натальей, плюнув на условности, пошагали в обуви – все равно терять нечего, скоро переобуемся в сухие ботинки. Поднимаемся по ущелью, и вдруг где-то выше нас раздается лай и вой. «!@#$%»!!!!! «Какого лешего???» Волки там водятся, и это напрягает. А тут в свете последних 6 часов волк – это вообще то, что нужно для полного счастья. Стоим, анализируем. Но «волк» залаял вполне по-собачьи, с  души как камень спал. Пока ждали мужиков, обнаружила, что выронила на спуске бэккантрийный фотоаппарат. Ну и кто говорил, что терять нечего? Да, жалко, но сейчас не до сожалений. Быстрее в лагерь! Разбудив и извинившись перед сторожем базы отдыха, рядом с которой был наш лагерь, проехали через нее и, к радости пехотинцев, появились из тьмы.

11В 11 приезжают в лагерь. Как мы и предполагали, они уехали не по нужной дороге, решили не возвращаться, и в итоге мотали лишние перевалы и топтали конские тропы. Виновницей блуканий оказалась Фелиция, и Леха долго и нецензурно выражал все, что он думает про жену. На удивление все они приехали довольно живые. Мы скормили им остатки каши, напоили чаем.

Я лично была счастлива, что мы вернулись. Понимаем, что заставили всех поволноваться, и сделали определенные выводы. Основной – это «не говори «гоп», пока не перепрыгнешь». Маршрут без отклонений (около 50 км) был средней сложности по осени; весной проезжабельность его снижается процентов на 30 из-за ручьев, грязи и снега. У нас же получился больше велопехотный, т.к. с прогрессирующим географическим кретинизмом мы, к сожалению, бороться еще не начали. Следующий вывод – это не надо выходить на запланированный маршрут, если нет запаса времени на непредвиденные ситуации. Лучше его  сократить или сменить. Сломайся у Натальи педаль где-нибудь там – и пришлось бы испытать на себе прелести холодной ночевки. В общем, намотав соплей на кулак, обязуемся впредь быть благоразумнее, предусмотрительнее и внимательнее.

Выезжали по мере сбора экипажей. Я в первом часу выехал. По дороге бегали зайцы, лису видели. Домой попал только около двух часов.

Ну что же, за два дня каждый получил то, что хотел, некоторые даже то, что совсем не хотели. Но это и есть велопехотизм, суровый и беспощадный!