Лыжный поход Серый луг - Парыгино

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна

20-24 марта 2013г.

В этом году у нас были все предпосылки, чтобы сходить в большой поход. Мы купили зимнюю палатку, печку, все это опробовали, и с нетерпением ждали Наурыза, чтобы отправиться покорять снежные дали. И тут погода стала преподносить нам неожиданные сюрпризы. Ранняя весна, несмотря на обилие снега, грозила нам кучей проблем. Планируемый нами маршрут из Риддера в Усть-Каменогорск пришлось отставить, в связи с вскрытием Ульбы и других рек, да и идти по низам было уже просто невозможно. Оставался маршрут Серый Луг – водохранка – Риддер, но мы его уже ходили, и особого энтузиазма он не вызывал. И тут к нам в велопехотную команду добавилось еще три опытнейших туриста, Федор, Виктор Афонин и Татьяна Мазур.

Федор предложил и разработал маршрут из Серого Луга, через перевал Рыбный на Вышеивановском хребте, Правую и Левую Громотуху, г. Верх. Ульба, и дальше по рекам Подрезная, Малый Тургусун, Тургусун с выходом на с. Парыгино. Это был уже поход на 4 дня, совсем другого уровня, наша команда еще таких походов не ходила. Три перевала, неустойчивая погода на планируемые дни, высокая лавинная опасность, все это добавляло сложности и одновременно манило.

Началась подготовка к походу. Если по снаряжению особых вопросов не возникло, то по раскладке были настоящие баталии. Велопехотинцы отчаянно отстаивали питание «от пуза», мотивируя это тем, что голодному человеку красоты похода не в радость. Более опытные, например Татьяна, настаивала на сокращении рациона, утверждая, что от голода мы не помрем, а в поход мы идем не для того, чтобы тяжеленные рюкзаки тащить. Нас было больше, мы победили, но права оказалась все же Татьяна.

Закупились, причем Доктор тщательно контролировал каждый продукт, который наши бывалые туристы в корзину отправляли. Распределили общественное снаряжение и продукты, на выходе получилось около 5кг на мужчину, и 2,5кг на девушек. И вот уже 11 человек – Алекс, Маринчик, Француз, Доктор, Яр, Рома, Леха, Монах, Федор, Татьяна, Виктор, готовы отправится в путь!

20 марта среда.

Выезд на Серый луг запланировали на вечер среды. До Риддера на поезде, дальше нас должны были встретить Сергей с Серого луга на УАЗе, и Иван Чакилев на Ниве. Уже еду на вокзал, Леха звонит, говорит у Виктора проблемы с работой, не успевает, мы его заберем, и на Коршунова подсядем. На Защиту приехал, наши уже в поезде сидят, места на всю группу заняли. Народ в вагоне на нас пялится, особенно на наши сиротские рюкзаки по 80-100 литров. Леха еще раз звонит, Виктор говорит, не едет, забрали у него весь общак, встречайте нас по дороге. На ст. Коршунова подсаживаются с Федором, делим дополнительное снаряжение, еще по полкило на брата получается.

Поезд пригородный, на каждой остановке останавливается, до Риддера 3,5 часа идет. В вагоне с каждым километром становилось все теплее и теплее. Проводница клялась, что отопление в вагоне отключено, но к концу пути там было 32 градуса, о чем она радостно и сообщила. Мы половину дороге в тамбуре простояли, там хоть немного прохладней было. Еще в поезде нам запомнилась стройная симпатичная девушка с грудью третьего (но стремящегося к четвертому) размера. Она будоражила воображения мужской части команды, отдельные товарищи предлагали даже позвать ее в поход, обещая при этом делиться едой и спальником. Рома, как-то странно скрючившись, и зажав ноги, даже жалобно позвал ее, говорит, пойдемте с нами в поход - ооочень надо!

Риддер встретил нас лужами и разбитыми дорогами. Уазик немилосердно трясло на колдобинах, из которых и состояла вся дорога до Серого луга. У нас в городе по сравнению с Риддером просто автобан!

На место добрались около половины одиннадцатого. Поужинали домашними заготовками, выпили по 50 г за успех нашего мероприятия и спать.

21 марта четверг.

Мы заранее решили, что каждый день будут дежурные, которые завтрак готовят и котлы целый день моют. Сегодня очередь моя и Маринчика. Встали в 5 часов, кашу рисовую сварили, в 5.30 народ подняли. Сегодня у нас самый трудный день, большой набор высоты, два перевала, около 22 км. Около 7 часов выходим на маршрут. Пасмурно, температура чуть ниже нуля, ледяной наст. Сначала шли на лыжах, потом сняли, и пошли пешком. Снег хорошо держал и почти не проваливался. С набором высоты наст стал похожий на снег, пришлось лыжи надевать. Весь народ предусмотрительно намазал лыжи чудесной мазью держания, которую мы на общак специально брали, шли в гору, как по равнине, без отдачи, и только один, не очень умный человек (это был я) шел не только без мази держания, но даже на лыжах полностью обработанных мазью скольжения. На границу леса я, Ярик и Француз поднялись первыми. Там уже как обычно дул ветер, что в сочетании с крупой, сыплющейся с неба, не предвещало ничего хорошего. Забились в кедры, пьем чай, лопаем, что под руку попадается. Минут через пятнадцать остальные подходят, и, не останавливаясь, так резко мимо нас идут, дескать, что вы тут расселись!

Выходим из зоны леса на подход к перевалу. Ветер там дует всегда. Разница только в том, что он может дуть потише, или посильнее. В этот раз было посильнее. Снега там или вообще нет, или он до состояния камня спрессован. Снимаем лыжи, засовываем в рюкзаки и бредем пешком. Ветер боковой и такой силы, что порывы просто пытаются развернуть рюкзак с лыжами – парусность большая. Вдобавок еще туман и крупа ледяная хлещет. У меня, то ли от высоты, то ли от нагрузки, вообще какая-то слабость появилась, никогда такого не было, еле иду. Шаг за шагом мы поднимаемся на перевал. Кто-то пешком идет, кто-то на лыжах, скорость примерно у всех одинаково маленькая. Поднялись наверх около 12 часов, высота 2306 м. Это самая высшая точка нашего маршрута. Пока ждали отстающих, придумали новый способ согрева – спинами друг к другу, и взявшись за руки, надо тереться об товарищей.

Спуск с перевала по ледяному насту с наддувами, и в молочной пелене никакого удовольствия не доставил. Рельефа абсолютно не видно, даже скорость свою определить сложно, вроде уже остановился, а оказывается, еще едешь. Рома вообще снял лыжи и пошел на снегоступах. Монах мчался бесстрашно, но тормозил только одним способом – падением. Я замыкающим был, жду, когда наши последние спустятся, смотрю, вроде уже какие-то чужие поехали. Оказывается, вместе с нами трое лыжников из Риддера на перевал поднимались, они на водохранку шли. Парой слов перебросились и дальше. Основная группа далеко впереди, сзади два мастера быстрого спуска Маринчик и Монах, Рома на снегоступах и я, как моральная поддержка. Хорошо, что с понижением высоты хоть ветер прекратился. Начинают появляться деревья, сначала лиственницы, потом и кедры. Около одного такого красавца и останавливаемся на обед. Чай закипел относительно быстро, а вот гороховый суп варился очень долго, неудачный выбор для зимнего похода, да еще и высокогорья. В итоге, на обед больше двух часов потеряли. Время четыре, а нам еще один перевал штурмовать надо, да и спуск с него тоже легким не назовешь.

Спустились к Правой Громотухе, дальше начинается подъем на хребет. На самом верху риддерцы видны, видно они гороховый суп на обед не варили. Мажем лыжи и вверх. Мазь правда волшебная, как на гвоздях идешь! Я как то раньше мазями не пользовался, только на насечку полагался, а тут на таком уклоне прямо идешь – и никакой тебе отдачи нет! Сил реально много экономишь. На подъеме опять в конце, за Маринчиком плетусь. Она 20-30 шагов делает, отдыхает. Сзади нас еще Монах пыхтит. Мне и физически и морально тяжело так медленно идти, а деваться некуда, надо поддерживать.

Наверх поднялись – уже сумерки начинаются. Туман, как в молоке идешь, направление только угадываешь. В позапрошлом году на этом участке, на спуске был ледяной наст, и спуск нас просто вымотал! А тут только немного высоты траверсом скинули, в лог попали, а там просто сказка! Идеально гладкий склон, снизу наст, сверху немного снега, и ты как на горных лыжах в пайпе по нему катишь! Народ едет, орет от удовольствия, вот она, награда за день мучений! Спустились к Левой Громотухе, нашли хорошую сушину, около нее и остановились. Громотуха в основном закрыта, в редких местах небольшие оазисы открытой воды. Воду то видно, а подобраться к ней совсем непросто, вертикальные снежные стенки высотой более 3 метров не дают этого сделать. Но у нас есть отважный добытчик воды – Ярик, и моя домашняя заготовка, «журавль Качурина» модель вторая, модернизированная. К пластиковой полторашке приспособил два хомута, один из которых держит бутылку за горлышко, другой на лыжную палку надевается и затягивается. Ярик нашел снежный язык, круто уходящий в воду, и с помощью лыжной палки и бутылки мы были обеспечены вкуснейшей водой.

Мы с Французом поставили палатку, Леха за костер отвечал, Доктор как обычно ужин готовил, остальные на заготовке дров. Так все дружно и слаженно работали, что все одновременно получилось – и палатка с весело горящей печкой и дров поленница и горячий ужин. В этом походе мы в палатке еще одно новшество опробовали – дополнительную съемную ткань на боковую стенку. Витина жена Татьяна заботливо ее сшила, Француз пуговки пришил, повесили – красота, реально теплее стало, стенки перестали продуваться. Я пока купаться ходил, прихожу – а народ в одних трусах в палатке уже сидит, жара как в бане, пришлось печку потише делать. Наверху центрального кола, сделанного из моих лыжных палок, гроздьями висят 10 пар лыжных ботинок, на веревочках носки и перчатки сушатся. Лежишь себе на каремате, блаженствуешь от тепла, еды, писярика, слушаешь наперебой говорящих друзей, и медленно уходишь в царство Морфея…

22 марта пятница.

Я в походах первые ночи сплю очень плохо, мне даже кажется, что совсем не сплю. Шести часов еще нет, валяюсь, глаза в темноте пучу. Печку за ночь пару раз подтапливали, по моим ощущениям очень тепло было, но Татьяна, Доктор, Федор говорят, что замерзли. Вылез на улицу, на градуснике -24, небо ясное, явно погода хорошая будет. Пока завтрак сготовили, потеплело, ели на улице. Собирались, правда долго, вышли уже в начале девятого. На небе ни облачка, ветра нет, погода просто идеальная. Идем с Лехой рядом, как, спрашиваю тропежка, не тяжело? Терпимо, говорит, видишь, лыжа аж по самый кант в снег уходит! Так мы и шли, сколько народу, столько и следов.

На следующем этапе у нас было 2 варианта маршрута – подлинее и поположе, и покороче, но покруче. Сначала вроде на более простом остановились, но потом все же, более сложным пошли.

Пошли сначала вверх по Левой Громотухе, мимо заброшенных бараков, затем по левому притоку - Сурчихе стали подниматься к отрогам горы Верх. Ульба. Вдалеке виднелся Черный Узел, справа от нас простирался цирк с нависшими снежными козырьками. Мы шли достаточно далеко от них, и угрозы они не представляли. Поднимаемся на перемычку между двумя цирками. Я поднялся, народ далеко сзади. А дальше то куда??? Зрелище конечно величественное, впереди гора Верх Ульба с огромным цирком и висящими козырьками вокруг, впереди крутые ложбины, туда свалишься, потом высоту опять набирать, справа хребет с уклоном градусов 40. Вспомнив гугловскую картинку, понимаю, что нам вроде на него надо, но, по моим понятиям, я туда точно не полезу, сцыкотно! Народ тоже в недоумении, куда дальше идти. Тут Федор поднимается, что говорит, тут непонятного, надо на этот хребет лезть. А у нас половина команды высоты боится, а вторая половина боится ее очень сильно. Я ко второй половине отношусь, как представил себе, что туда лезть надо, у меня сразу ноги подкашиваться стали. А выбора то особого нет! Пошли мы наверх… Пока можно было, на лыжах поднимались. Тут все как обычно, глаза боятся, а руки, в смысле ноги, делают. До середины, где поположе поднялись, смотрим внизу семь снегоходов летят. Трое к нам повернули. Ребята с Риддере, реально отмороженные, с разгону на эту гору рванули, до верха конечно не поднялись, развернулись, но смотреть на них страшно было. Один еще и перевернулся около нас. Постояли, пообщались, дальше пошли. Впереди Ярик идет, ступени бьет, я за ним, вниз стараюсь не смотреть. Поменял его, смотрю, Доктор на лыжах траверсами впереди нам поднимается! Как он на таком уклоне там разворачивался, для меня остается загадкой. Последние метров десять чуть ли не бегом пробежал. Сел на гребне на камушек, подальше от края – хорошо-то как! Оказалось все это не так уж и страшно, и вполне нам по силам!

Мы находились на высоте около 2100. Вокруг нас расстилались бескрайние горные хребты, некоторые покрытые лесом, некоторые просто ослепительно белые. Стоишь, и ощущаешь себя бесконечно малой частичкой мироздания, и в тоже время тебя распирает радость и гордость за то, что ты пришел сюда, и увидел всю эту красоту!

Время было первый час, решили немного перекусить, потом спустится до деревьев, а там уже и чай сварить. Наверху крутовато и наддувы, траверсами спускались, потом уклон стал поменьше, можно было уже прямо ехать. Но что нам в радость, Марине было в тягость. С техникой спуска по наддувам у нее сложности, плюс страх перед скоростью и возможностью падения с крутого склона делал для нее спуски настоящей пыткой. На одном из хребтов остановились подождать отстающего Рому. Чтобы просто так не стоять разделись и позагорали. Рома, тем временем, какие-то странные маневры наверху совершал, опасно приближаясь к краям хребта, где снежные козырьки висели. Мы с Французом материли его, как могли, пытаясь этими волшебными словами отогнать его от края, но Рома нас не слышал. Дорогу он там оказывается, альтернативную разведывал, разведчик хренов!

Преодолев еще одну горку, скатываемся в зону леса. С потерей высоты меняется и состояние снега. Если наверху был сухой зимний снег, то внизу он уже мокрый и тяжелый. Сварили чай, достали сладости – сало, сыр, шоколад. До намеченной точки ночевки оставалось совсем немного. Траверснули еще один хребтик и скатились в какой то ручей. Он, к сожалению, оказался закрыт, копать там без толку, снега несколько метров. Выбрали место под стоянку, смотрим, а там комары летают! Если они сейчас уже появились, что же тут тогда летом делается???

Постановка лагеря у нас уже хорошо отработана была, каждый своим делом занимается. Плохо только, что без воды стоянка оказалась. Страсть как немного обмыться хотелось. Но делать нечего, пришлось снегом обтираться. Конечно совсем не то, но ощущение свежести все же добавляет. Моему примеру остальные велпехи последовали, и вот уже дружное уханье с матами разносилось по окрестностям.

За два дня у нас вещи, а особенно ботинки уже подмокли. У Ярика вообще из ботинок можно было воду выливать. Татьяна настояла, что надо всю ночь печку топить, чтобы вещи высушить, и тепло что бы было. Леха с Федором вызвались ночью подкидывать. К сожалению, понятие тепла для всех разные. Что Тане тепло, для меня – просто смерть! Лежу поверх спальника, сил нет, заснуть от жары не могу, слышу, вокруг все довольно посапывают. На улицу, думаю, что ли пойти, так там снег вроде пошел. Хорошо, что вроде потом прохладней стало, заснул. На следующую ночь, около входа лягу, хоть голову, если что, из палатки высунуть можно будет.

23 марта суббота.

Утро встретило нас барабанной дробью снего-дождя по тенту. Хорошо все-таки, что мы тент тоже сразу на палатку купили, сейчас плавали бы! Вылезаю – не все так и плохо, в палатке казалось – ливень, а на улице вполне терпимо сыпет. Зато на краях тента вода скопилась, которую вполне пить можно было. Тент и палатка немного намокли, и соответственно тяжелее стали. Хорошо, Федор при раскладке снаряжения на палатку 0,7кг на мокрость добавил, правда, на тент не добавлял, ну да ничего, у нас Доктор (он тент нес) сильный!

Позавтракали и в путь. Погода мерзкая, небольшой плюс, с неба что-то сыпется, снег мокрый. Нам на хребет сразу забираться надо. Лыжи с мазью, да еще и с подлипом позволяли идти прямо вверх по невероятному уклону! Мы находились в зоне облаков, видимость была не больше ста метров. Ориентироваться по карте в таких условиях очень трудно, местности не видно. Вся надежда в основном на GPS навигатор. Забрались на гору, сидим, Рому и Федора ждем. Ярик с Лехой от безделья даже сняли рюкзаки и немного с горки покатались. Остатками воды с тента зубы почистили, жить легче стало. Вообще зимние походы – это тебе не лето, когда купаешься и моешься каждый день и вообще с гигиеническими процедурами проблем нет. Зимой с этим большие проблемы, что честно говоря, напрягает.

Татьяна с Федором начали играть в топографические карты, к ним Леха с козырным тузом – GPS навигатором присоединился. Результатом игры был указующий перст Лехи – идите вы все… - туда! Туда и пошли… Маршрут пролегал по довольно острому гребню лесистого хребта, с неплохим уклоном. Чтобы не потеряться на спуске в тумане, метров через 100 останавливались и в кучку собирались, затем опять вниз. Монах за время похода сильно в плане спусков техники добавил, радостный такой вниз несется, ломая деревья на пути. Маринчик на волшебной мази держания вниз на лыжах пешком шла. Остальные просто кайф от спуска получали, хотя без падений, по-моему, ни у кого не обошлось.

Спустились в приток реки Подрезная. Боковые стены ущелья крутые, снег висит, лавинная опасность высокая, того и гляди все сорвется. Шепотом едем…

Добрались до основного русла речки. Тут через каждые 200-300 метров сошедшие лавины лежат, сошли видимо накануне. Некоторые небольшие, только до русла дошли, из логов побольше, они выплескивали снежную массу на противоположные склоны. Снег тяжелый, мокрый, комковой, перемешан с мелкими деревьями и кустарником. А на склонах его меньше не стало, сошла только незначительная часть. Зрелище величественное и страшное одновременно. Идешь, головой на 360 градусов крутишь, откуда следующая лавина пойдет?

На слиянии Подрезной и Малого Тургусуна устроились на обед. Наконец можно попить нормальной воды из реки, а не чая из снега. Мы все насквозь промокли, на рюкзаках хоть и накидки, но они особо не спасают. Но мы все равно довольные, думаем, что самый опасный участок пути мы прошли, скоро на дорогу вдоль Тургусуна выйдем, и покатимся спокойно вниз. Наивные чукотские мальчики…

Вышли на слияние Большого и Малого Тургусуна. Там пасека стоит, вполне для ночлега пригодная. Через большой Тургусун трос натянут, но люльки нет. Снежные мостики уже все смыты, хорошо, что нам посчастливилось найти один, хоть уже и треснувший, но живой. Перебираемся через него на левую сторону реки, выходим на дорогу и катим по ней вниз. Тургусун в этих местах бежит по ущелью, правые склоны очень крутые и почти безлесные, левый чуть положе, но покрыт густым лесом. Дорога идет по левому склону, подрезая его на высоте метров 30-50 от уровня реки. Поскольку лес очень густой, там лавин быть не должно, я же перед походом много про это читал. И тут перед нашими глазами открывается картина: сошедшая лавина шириной метров сто повалила 15-20 метровые березы и пихты перекрыла не только дорогу, но и часть русла реки. Причем место схода ничем особо не выделялось, такой же уклон, как и везде. Вот тут нам по-настоящему страшно стало. Получается, по этой дороге, лавины вперемежку с деревьями и камнями могут сойти практически в любом месте. Шансы выжить в таком месиве практически нулевые. Уйти вниз от нее нельзя, там уклон градусов 60 и открытая река внизу. Идем дальше… Сошедшие лавины попадаются постоянно, а остальной снег угрожающе висит над нами. Запомнилась еще одна… Протяженностью около 150метров, она не только сорвала деревья, но и вызвала оползень, который буквально снес дорогу. Осторожно идем по ней, впереди Ярик, я за ним, следом Рома. Вдруг с верха срывается огромный валун и с бешеной скоростью пролетает между мной и Ромой. Мелкие камни сыплются постоянно, а на месте отрыва лавины, на частном слове держится огромный снежный ком. На противоположном правом берегу реки лавинами сошло уже процентов 30 снега. Можно хорошо наблюдать и места сходов, и линии отрывов.

Рельеф начинает понемногу выполаживаться, наше напряжение спадает. Уже сумерки, надо искать место ночевки. Хотели дойти до Тургусунской ГЭС, но не могли определить, сколько до нее еще идти. В итоге выбрали не самое хорошее место – просто ровную поляну на дороге, с пологим склоном рядом. Только стали лагерь разворачивать – раскатистый гул, это на противоположном берегу очередная лавина сошла.

Вечером сидя в палатке и анализируя итоги дня, мы поняли, что нам просто крупно повезло, что мы шли по лавинам, а не лавины шли по нам. Если бы солнце было не накануне, а в этот день, шансы пройти этот участок без потерь резко бы уменьшились. Бог видно все же оберегает нас, больных на всю голову, но это бесконечно все это продолжаться не может, когда то он может и отвернутся. Нельзя планировать маршруты по таким местам в самое лавиноопасное время. По традиции, бросив в горящую печку стопку спирта, мы пообещали сами себе впредь быть более разумными.

24 марта воскресенье.

Утром немного подморозило, хоть и 3 градуса, но со знаком минус. Катимся вниз по ледяному насту. С нашей стороны реки склоны уже пологие, на противоположном – постоянные лавины через каждые 300-400 метров. На дороге старый снегоходный след, по нему – волчий, по-видимому, вчерашний. Через пару километров наша снежная дорога сменилась расчищенной до земли. Это лесорубы, черт бы их побрал! Пришлось снимать лыжи и идти пешком. Пока земля была подмерзшая, было ничего, но как стало таять – бррр! Местами, где можно, надеваем лыжи, и идем рядом с дорогой. Дошли до развалин Тургусунской ГЭС, полазили, посмотрели. Встретили двух метеорологов, идут на Щебнюху уровень снега мерить. Охотничьи лыжи на камусе, никаких тебе новомодных наворотов, годами проверенное снаряжение. Чем ниже спускаемся, тем снег становится все более мокрым и мокрым.

Дошли до деревни Кутиха. Она из одной улицы состоит, но очень длинной! Бредем, на дороге лужи и грязь, скачем по остаткам снежного наста, стараемся в грязь не попадать. За деревней грязи на дороге стало поменьше, просто растаявшая снежная каша. Надел лыжи, иду по ней. Лыжи конечно жалко, но так скорость значительно выше, да и затраты энергии меньше. Попробовал выйти на целину – снег валится, лыжи не держат, идти тяжело, остается только эта грустная дорога. Когда такой нудный путь начинается, удовольствия ноль, а идти надо, и тяжесть рюкзака ощущать начинаешь, и усталость какая то накатывает. Леха впереди всех коньком бежит, его не догнать. Смотрю, стоит впереди, рядом с УАЗиком. Подхожу поближе – пограничники. Вежливые, представляются, документы для проверки спрашивают. Предъявляем, правда, у Лехи вообще никаких нет, а у Француза только водительское удостоверение. Ладно бы мы рядом с границей были, а то хрен его знает где, да еще и на дороге общего пользования. Ну да ладно, у них служба такая. Про маршрут расспросили, про нас, в общем, все, что могли, узнали. С полчаса все это дело заняло. Я старшему, капитану говорю, вы у нас столько времени заняли, подбросьте хоть наших девушек, да рюкзаков пару еще прихватите. Соглашаются, сажаем Татьяну и Маринчика, еще несколько рюкзаков бросаем в УАЗ и идем дальше. Метров через 500 уазик останавливается, девушек со скарбом выгружает. Начальник штаба, говорит сейчас приехать должен, подождите. Видно у них пограничная жизнь событиями не богата, и проверка документов у туристов - это уже показатель работы. Еще полчаса ждем начальника штаба. Мы пока разделись, загораем, ботинки сняли, ноги насквозь мокрые. Погранцы на нас с удивление смотрят, вам не холодно, не замерзните? Сами смотрю, ватники дополнительные натягивают. Подъехал начальник штаба еще раз документы проверил, поумничал, попугал немного, на том и разошлись.

Пограничнику уехали быстро, а мы опять медленно побрели по дороге в Парыгино. Деревню уже было видно, туда скоро должен был приехать заказанный микроавтобус Мерседес. Самым большим нашим желанием было добраться до ближайшего магазина и выпить пива. Мы несколько дней на талой воде жили, а в последний, почти вообще без нее. Сильнее всех жажда, по-видимому, Монаха мучила. Он мчался впереди всех с огромным отрывом. Я за весь поход ни разу не видел, чтобы он с такой скоростью передвигался! Наконец показывается наш мерсовоз, и мы с облегчением скидываем рюкзаки. Как приятно переодеться в сухую обувь и носки, и растянуться в комфортном кресле! Дальше было пиво в Зыряновске, чебуреки в Думане, и дикие взгляды на нас в Усть-Каменогорске.

За 4 ходовых дня мы прошли более 80 километров, поднимались на высоту 2306м, преодолели три хороших перевала и еще пару небольших, получили массу положительный эмоций, немного страха и усталости. Но самое главное, мы прошли этот маршрут, прошли без происшествий, наша команда стала еще более сплоченной. Впереди нас ждут новые бескрайние дали! Спасибо всем, кто пошел в этот поход!