Велопоход по Алматинской области. Часть 2

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

14 августа среда.

Время 6.30. Вставать категорически не охота. Организм весь разбитый, отсутствие ужина тоже сказывается. Желудок болит у обоих, про кашу даже думать не хочется. С учетом того, что вечером еще и не мылись, состояние просто отвратное. Тут вспоминаю, что у нас есть картофельное пюре от «Приправыча». И так нам вдруг его захотелось! Быстро варю, добавляю мелко порезанную казы, да с приправами – пальчики оближешь! Завтрак возвращает нас к жизни, и в 8.30 мы выезжаем. Буквально метров через 500 – могильник Султан. По дороге мы уже несколько раз встречали подобные постаменты. По виду они поставлены недавно, старые могилы рядом находятся.

А нам как обычно ехать в гору… Визуально подъем небольшой, но в сочетании с очень мягкой землей на дороге, хорошей общей высотой и усталости после вчерашних нагрузок, дается он тяжело. На небольших тычках пытался ехать, как дома катаюсь – ускориться, и с ходу его преодолеть. Здесь такая техника неприемлема. Даже 10-15 метровое ускорение дает такой сбой дыхания, что хоть останавливайся и пешком иди.

Набрав 200 метров высоты, выезжаем наверх хребта. Ехать становиться легче, да и организм потихоньку втягивается в нормальный ритм. Нам предстоит спуск к р. Чилик. Перед самым спуском нас догоняют 4 джипа. Остановились, они алмаатинцы, отдыхают недалеко, совершают радиалки на машинах. Отдыхают, как положено, у них юрта, рядом баня, бараны пасутся, которых они едят. Засыпают нас вопросами, откуда, куда едете, как ночуете, как питаетесь. Все рассказываем, они смотрят с уважением, но резюме – нет, такой отдых не для нас! Нам комфорт нужен! Ну да ладно, каждому свое.

Начинается очень крутой спуск. Я седло опустил, на заднем колесе сижу, еду буквально на пределе. Маринчик в основном пешком идет. Метров 200 тоже прохожу, так как к крутяку добавилась еще и сыпуха, даже тормозить невозможно! На середине спуска стоят наши знакомые джипы, рвут что-то. Подъезжаем – это дикий урюк. Зеленоватый правда, но нам он очень вкусным показался, да тем более еще когда с дерева рвешь. Спуск стал чуть положе, можно уже лететь, а не судорожно сжимать тормоз и думать, как бы тут не упасть. На такой дороге мне джипы не конкуренты, и я оставляю их далеко позади. Спустились в долину Чилика, проехали с километр вдоль реки и выехали на мост. Сооружение очень интересное. На мосту стоит шлагбаум, замка нет, людей тоже. Водители каждой проезжающей машины выходят, открываю его, проезжают, и потом опять закрывают. Какой смысл этих действий я так и не понял, почему его нельзя просто открытым держать?

На берегу реки останавливаемся на обед. Вода в Чилике молочно белая, мутная, но рядом бежит чистый ручей. С наслаждение купаемся, смывая с себя двухдневную грязь. Пообедали, я техническое обслуживание горелке сделал, стала гореть похуже. Взял газовую горелку и просто все прожег. Правда чуть не переусердствовал, пайка плавиться начала.

В 14.30 выезжаем в сторону Кольсайских озер. Светит солнце, но со стороны гор начинают заходить тучи. В небольшом селе экологический пост со шлагбаумом. Цены не радуют, за въезд по 673 тенге с человека, и за место под палатку еще 750. Заплатил, там же купили кумыс, который потом оказался полным гавном. До Кольсая около 12 км, но дорога, особенно в конце, идет с хорошим набором высоты. Сразу за деревней начался дождь. Сначала мелкие капли, а потом настоящий ливень. Резко похолодало. Я надел плащ, Маринчик куртку, но вымокли насквозь оба. Преодолевая последний подъем, мы думали об одном и том же – нахрен нам в такой холод и дождь в палатке ночевать, лучше в домики пойдем. Так и поступили. Домики конечно убогие, даже плиты в нашем не было, еще советских времен, по 2000 с человека, зато там сухо, и спать на кровати можно.

Немного согревшись, переоделись в сухое и пошли смотреть озеро. Да, сюда стоило приехать! Озеро какого-то необыкновенного сине-зеленого цвета. Я когда фотографии его в интернете смотрел, думал, что это фотошоп, не может в реальности такой яркий цвет быть. Нет, оно на самом деле такое! Зажатое в ущелье горами, сплошь заросшими хвойными деревьями, оно производило впечатление чего-то нереального, возвышенного и величественного. А когда я на табличке еще и глубину его увидел, 239м, и представил себе все это, вообще какая-то дрожь взяла. За озером на вершинах, на зеленом ковре, в лучах заходящего солнца искрился снег. Это тот дождь, который накрыл нас по дороге в горах выпал уже снегом.

Побродив еще немного, мы посмотрели туннель, по которому выходит вода с озера. Он заканчивается небольшим водопадом, откуда с ревом и мощью несутся воды Кольсая.

Поужинав, в 8 часов завалились на кровать прямо около стола. В 10 часов еле-еле нашли в себе силы подняться на второй этаж и лечь нормально. Сложный день накануне, промерзший под ледяным дождем организм требовал отдыха…

Высота ночевки 1836м. Пробег за день – 32,56км, время педалирования – 3,3 (4,16) часа, Средняя скорость – 9,3 (7,5) км/ч, мах – 38,6 (28,1)км/ч.

15 августа четверг.

Как хорошо просыпаться не в 6 часов, а в 8, да еще потом час валяться в кровати! Сегодня у нас полудневка. Не торопясь завтракаем остатками ужина. На улице светит солнышко, ни ветерка, погода просто сказочная. Кольсай сверкает во всем своем великолепии. В двенадцатом часу сделав на прощание пару снимков, собираемся выезжать.

Подъехала машина с парой пассажиров, оказались немцы. Водитель к нам, вы, спрашивает, на немецком или английском говорите? Напряг школьные познания, объяснили иностранцам, что от них водитель хочет.

Лететь вниз по солнышку – это тебе не подъем по ледяному дождю! Серпантины, гравийка, адреналин, и только Ауди впереди, которую обогнать скорости не хватает, приходится в бампер подпихивать. Периодически останавливаюсь, Маринчика жду, она хоть и стала под горку бодрее ездить, но до состояния «отпусти тормоза и лови кайф» ей еще очень далеко.

Через 14 километров село Саты. Это первая крупная деревня с начала нашего путешествия, по плану в ней дозакуп всего необходимого. Развращенные вчерашней ночевкой в домике, у нас появляются буржуйские замашки, хочется в кафешке пообедать. Увы, такого сервиса в этой деревни нет. Но все равно, хочется какой-то неправильной еды, и мы помимо всех продуктов, покупаем пельмени с пивом. В полукилометре от деревни на реке Каинды, прямо рядом с дорогой устраиваемся на обед. Жара, солнце и вода даже не очень холодная. Большая стирка, большая мойка себя с мочалкой, полный котелок пельменей – достойное завершение полудневки отдыха.

В 15 часов выезжаем в сторону оз. Каинды. Дорога идет по довольно широкому ущелью, вдоль одноименной реки. Идет естественно с набором высоты, но это особо не чувствуется и не напрягает. Дорожка классная, накатанная, вокруг виды красивые, организм отдохнувший – ехать одно удовольствие!

На небольшом спуске Маринчик задевает ногой злую алматинскую крапиву, нога моментально покрывается сыпью. Несколько раз переходим речку вброд. Чем выше, тем река холоднее, это тебе уже не та почти теплая водичка, где мы в обед купались. Нас обгоняют, приветственно гудя три разрисованных джипа. Закрытый шлагбаум на дороге, невдалеке дом, народу нет. Ныряем под шлагбаум и дальше. Начинается зона леса. Дорога идет через живописную березовую рощу. Сочная, яркая зелень вокруг, а в сочетании с оранжевыми фильтрами на очках – просто фантастическая. Посредине рощи импровизированная скамейка из жердей, не удерживаемся, останавливаемся передохнуть, и сделать пару снимков. Встречаем всадника на коне, оказывается смотрителем шлагбаума. Первым делом интересуется, заплатили ли мы за въезд? Там, говорит, у меня дочка осталась, должна была выйти и деньги взять. Договорились, что заплатим на обратной дороге.

Последние несколько километров перед озером – крутой подъем с серпантинами. Погода меняется, небо хмурое, вокруг чаща, зловеще как-то. Маринчик – девушка не очень отважная, ты, говорит, от меня далеко не уезжай, чет мне тут страшновато! Рядом с дорогой заросли малины. Бросаем велы и давай пастись!

Через несколько сотен метров – оборудованная стоянка. Навес со столами, туалет сделан. Стоит пара машин. Спросили – говорят, есть еще парочка стоянок, совсем рядом с озером. Спускаемся вниз по очень крутому спуску. Встречаем несколько человек с проехавших джипов. Штативы, профессиональное фотооборудование. Разговорились. Люди разных профессий объединенных любовью в фотосъемке объединились в клуб «Фотосафари». Ездят по Казахстану, снимают красивые места, молодцы!

Немного поплутав, находим стоянку. Мама моя родная! Я такого срача на природе уже давно не видел! Под навесом на столе – бутылки, пакеты, арбузные корки и прочий мусор, на кострище – шкура барана, вокруг его кости. Лес весь усеян мусором, туалетными бумажками и прочим. Все хорошее настроение пропало. Еле нашли небольшой чистый пятачок под палатку.

Пошли смотреть на озеро. Его главная особенность - затопленные деревья, торчащие из воды. Выше уровня торчат засохшие стволы, а ниже уровня воды видны зеленые ветки. В сочетании с изумрудным цветом воды, зрелище очень красивое.

Правда, плавающие по воде бутылки портят впечатление.

Прямо под плакатом «купание запрещено», залажу в озеро окунуться. Вода ледяная, дно илистое, засасывает сразу, правильно плакат висит!

А небо все темнее и темнее, чувствуется – дождя не избежать. Готовить заканчиваю уже при начавшемся дожде. Ужинаем в палатке. За ее стенами идет настоящий ливень, с раскатами грома и грозой. Мы не подумали поставить штормовые растяжки и теперь напряженно ждем, промокнет палатка или нет? Тент по краям, под тяжестью воды, уже лег на внутреннюю палатку. Внутрь не бежит, правда стенки уже мокрые. Палатка испытание выдержала, даже несмотря на нашу безалаберность. Так, под мерный стук дождя мы и засыпаем…

Пробег за день – 31,2 км, время педалирования – 2,47 (3,12) ч, средняя скорость 10,95 (9,5) км/ч, мах 50,16 (32,2) км/ч, высота ночевки – 1881м.

16 августа, пятница.

Утром все мокрое, палатка, тент, которым велы укрывали. В воздухе туман, прохладно, шансов просушиться никаких. В 8.20 выезжаем, вернее выходим, и по грязи ползем от озера вверх. На дорогах не объезжаемые лужи, и в сочетании с раскисшей землей, удовольствия они не добавляют. Одна радость – под гору едем! Подъезжаем к шлагбауму, к нему наш вчерашний знакомый радостно за деньгами бежит, давайте говорит по 700 за въезд! А у меня внутри кипит аж все! Ты говорю, за что деньги то берешь? За экологию, отвечает он, еще не чувствуя подвоха. А почему у тебя на озере срачь такой, что, трудно бочки под мусор поставить, и убирать периодически? Вчера три машины прошли, по 4 человека в каждой, это больше 8000 тенге, за эти деньги что, что стоянку убрать тяжело? Давай мне, я уберу! Я банку пива выпил, собой ее везу, а у тебя там на машинах все, весь мусор оставляют! Мужик поскучнел, что говорит, денег не дадите? Нет, говорю, принципиально не дам! Хозяин шлагбаума развернулся и уныло побрел домой…

А нам дальше вниз! Дорожка уже каменистая, грязи нет, да и солнышко уже вышло.

Заехали в Саты на заправку, у нас бензин в горелке заканчивался. Она вчера закрыта была и сегодня не работала.

Дальнейший наш путь был по хорошей гравийки. Дорога шла вдоль Чилика, карту я еще не смотрел, и думалось мне, что мы так вдоль реки с понижение уклона и будем ехать. Организм на расслабленное катание настроен был. Не тут-то было! Дорога свернула от реки вправо, и начался крутой, затяжной подъем. Передача 1:1 – 1:3, и так 7 километров с набором высоты 400 метров. Дорога отвратная, остатки асфальта из сплошных ям, и разбитая гравийка с гребенкой. Движение небольшое, из-за разбитой дороги все медленно едут, хоть пыль не поднимают. По дороге на подъем не останавливался, только на вершине в тени кустарника сел в карты поиграть. Маринчик довольно быстро подъехала, она в подъем все лучше и лучше ездить стала. Говорит, водитель один приставучий попался, долго ехал рядом, подвести предлагал. Подкрепляемся перекрученной смесью сухофруктов с медом и лимоном. Хорошая штука в походе! На жаре не портится, очень питательна, легко употребляема, прямо грязным пальцем в банку лезешь, и облизываешь, потому что за ложкой лезть лень.

За что я люблю длинные подъемы – это за то, что после них обязательно идет такой же длинный спуск. Причем хорошо, чтобы сначала был подъем, а потом спуск, а не наоборот, иначе ты вниз как бы в долг едешь. Спуск был отменный! 56 км/ч на груженом байке, по разбитой гравийки – довольно неплохая скорость! По дороге Опель обогнал, что меня еще больше порадовало!

Деревня Карабулак. В магазине купили вкусное мороженное в вафельных стаканчиках по смешной цене в 35 тенге. После деревни опять 6 километров подъема с набором 300 м. Дорога серпантинами идет, деревья пропали, горы конечно зеленые, но не такие интересные стали.

Внизу Жаналаш. Дорога делает большую петлю, прямо идет земляная, едем по ней. Дорога, напоминала американские горки, разгон вниз, небольшой, по инерции преодолеваемый подъемчик, и снова спуск. Так и летели вниз, до самой деревни. Село большое, асфальт, которого мы уже давно не видели. На заправке купили литр восьмидесятого бензина. Заправщица сначала отказывалась в пластиковую тару наливать, потом сама даже бутылку дала.

Почти в самом конце деревни напротив мечети, из которой буквально орала музыка, слышная еще на подъезде к первым домам, было что то типа кафе. Кафе – это громко сказано, просто универсальный магазин, где продавалось практически все, а рядом юрта, где кормили. В юрте кто-то обедал, нас туда не пустили, наверное, мы дресскод в велошортах не прошли. Я-то еще ничего, а у Маринчика суперкороткие розовые велошорты, мужчинам то нравятся, а деревенские женщины с явным неудовольствием смотрели. Покормили нас прямо в магазине, за прилавком, да ладно мы люди не гордые, самим готовить не хотелось. Пока обедали, Маринчик там себе кофточку присмотрела, которая с шестидесятых годов прошлого века там завалялась. Куплю, говорит, буду всем говорить, что в Жаналаше взяла! Насилу отговорил.

Выехав из деревни, остановились жирок завязать, да снарягу просушить. Пытался палатку на кусты крапивы раскинуть (других кустов не было, а эти выше роста) но уж больно жгучая, пришлось вещи на велах, да на себе сушить.

И опять нам вверх. Сейчас пишу это отчет, смотрю графики с GPS – нет там даже относительно ровных участков. Или круто вверх, или круто вниз.

В очередной подъем попался пацан местный на велосипеде с маленькими колесами. Для своего вела с одной скоростью, он ехал довольно быстро. Обогнал его, на вершине Маринчика жду. Она подъезжает, говорит, зря ты его обогнал! Парня видно это задело, и он за тобой вслед припустил, красный весь, догнать не может, чуть не плачет!

Подъехали к р. Шот-Мерке. Пока почти к самой реке не подъедешь, её не видно. Вроде как высокогорная равнина, а на самом деле поперек ущелье глубиной около 200 метров, на дне которого и бежит речка. Спуск такой, что тормоза раскаляются, а подъем 1:1, 1:2. Через некоторое время еще один нырок на 100м к речке Орта-Мерке, подъем еще круче. Маринчик уже устала, половину подъема пешком идет. Ну да ничего, нам немного осталось! Наконец спуск в р.Кенсу. Справа от трассы за мостом через речку начинается небольшая одноименная деревня. Ниже по течению – прямо райские места! Низенькая газонная травка, редкие деревья, чистая речка. Забрались на довольно большой остров, с двух сторон нас рукава реки омывают, посредине мы блаженствуем. Плохо только что в этой газонной травке везде низенькая колючка растет, босиком не походишь. Искупавшись и смыв с себя дневную усталость, решили первый раз за поход костер развести, благо дров море. Развели, давай я готовить на нем. Непривычно после горелки, и очень неудобно! В общем, романтика у костра – дело конечно хорошее, но готовить удобней и быстрее на горелке!

Из всех мест наших ночевок, это, наверное, было самое гостеприимное место!

Пробег за день - 65,82 км, время педалирования – 5,24 (6,5) ч, средняя скорость – 12,6 (9,5) км/ч, мах – 56,25 (39,5) км/ч. Высота ночевки 1741м.

17 августа, суббота.

Аккумулятор на телефоне сел, будильник не прозвонил, и мы проспали, проснулись в 6.30. После вчерашней готовки на костре, завтрак на горелке был сделан почти моментально, и собрались мы довольно быстро. Распрощавшись с гостеприимным местом, в 8.20 трогаем в путь. Проезжаем мимо деревни Кенсу, она скорее всего уйдет под затопление, ниже по течению километрах в 10 ГЭС строят. Дорога гравийка, транспорта практически нет, пара машин всего попалась. Опять крутой десятикилометровый тягун с набором высоты 350 м. В верхней его части еще и небольшие ущелья поперек, так что больше 400 метров общий набор точно. По карте вроде есть объездная дорога вдоль р. Кегень, но мы решили не рисковать. Забравшись более чем на 2100 метров наконец видим длиннющий спуск к с. Талды. Пейзажи вокруг грустноватые, горы в чахлой растительности, но теперь до самого перевала Кетмень так и будет. Лечу вниз, и в конце спуска, перед деревней попадаю на АСФАЛЬТ! Он недавно положен, отличного качества. Я никогда так ему не был рад. По нему оказывается так педалить легко, особенно под горку!

В деревне пополняем запасы воды и опять едем по асфальту. Я спокойно груженый 28-30 км/ч держу, после говен-то, как приятно! Ветер боковой, не попутный конечно, но и не встречный. Маленькие деревушки мелькают одна за другой, и отмотав по гладенькому 25 километров приезжаем в районный центр Кегень. Последние несколько километров ветер встал встречный и холодный, попа от асфальта устала, и радовать он сразу перестал. На въезде в деревню Маринчика жду, мимо чабан на коне едет. Я в велошортах и веломайке с длинным рукавом, он в фуфайке, зимней шапке-ушанке и ватных штанах. Вывод – велосипед теплее лошади!

В деревне большое движение, машины, светофоры, только на них никто не смотрит, и ездят все, как хотят. Поскольку мы уже знаем, что вся жизнь сосредоточена в центре, едем туда. Нам надо на автостанцию, по нашим сведениям с Кегеня ходит автобус на Алмату, на который мы в конце нашего путешествия должны попасть. Облом, автобус уже давно не ходит, есть только частники, готовые нас всего за 15000 довезти до Алматы. Вежливо отказываемся, и идем искать пропитание. Путешествуя по югу, кроме хренового кумыса мы еще ничего не пробовали. Захожу в первую попавшуюся кафешку. Она маленькая, страшная, зато с великом запустили. Берем гуйру лагман, лепешки вместо хлеба и чай с молоком. Мы просто не ожидали, что все это окажется сказочно вкусным! Качество еды абсолютно не вязалась с убогой обстановкой. Мы все съели, вылизали лепешками тарелки, выпили весь чайник чая и были просто на вершине блаженства! И все это за 1250т на двоих!

Там же на базаре и в многочисленных магазинчиках пытались докупить сухих супов. Такого продукта не было, в одном месте Маринчику предложили пачку, но ее срок годности истек еще несколько лет назад.

Пока там толклись, наблюдали местное развлечение – свадебный кортеж. С десяток постоянно гудящих машин, с джигитами, сидящими на окнах, кортеж носится туда- сюда по поселку. Поскольку улиц мало, по одним и тем же местам они проезжают, по-моему, не один десяток раз. Только на базаре одну колонну мы четыре раза видели, и еще по дороге она нам потом три раза попалась.

После обеда ровная асфальтовая дорога с безжизненными пейзажами вокруг. Притопил до ближайшего небольшого перевальчика, около 10 километров всего. Маринчик отстала, приезжает злая, плачет, ты, говорит, меня одну бросил! Поклялся больше одного ребенка не оставлять. На перевал залетаем легко, после гравийных крутяков, асфальтовые легкими кажутся. Вниз ветер стал попутно-боковой, да асфальт – катись, не хочу!

Внизу небольшая стоянка, жду Маринчика, наблюдаю интересную картину. На стоянке остановился Камаз бензовоз, водитель вышел, закурил сигарету, залез на бочку и стал ее открывать. В это момент подъезжает Маринчик, пытается сказать, что надо отдохнуть, я кричу ей, не сейчас, валить надо, пока эта фуйня не взорвалась!

Дорога идет с небольшим уклоном и скоро мы въезжаем в с.Саражас. По дороге все речки пересохшие, нам надо воды набрать. Вода в тех краях видно дефицит, ее в определенное время только в колонки дают, но это не мешает тому, что потом из всех колонок она просто так на землю бежит. Съедаем заодно по мороженному. Мы хорошо сегодня проехали, и уже начинаем в график входить. Силы вроде еще есть, проблема только в отсутствии речек впереди. Решаем ехать, сколько сможем, и вновь седлаем своих коней.

Еще около 30 километров по засушливой равнине, и мы подъезжаем к с. Карасаз. Через него течет хорошая речка, и мы уже предвкушаем вечернее купание.

Деревня не бедная, асфальт, столбы освещения, в домах окна пластиковые, тарелки везде стоят. В магазине покупаем местных яблок, оказались очень вкусными. Едем за деревню, искать место ночевки. Нет, чтобы сразу встать, нам же (в смысле мне) надо еще немного проехать! Едем вдоль реки (по карте), свернем, думаю в любой момент. Когда уже окончательно устали, свернули. Реки не было… Пересохшее русло есть, а воды – нет. Подъехал в трактористу, спросил, где вода есть. Говорит, нет тут воды, или к деревне возвращайтесь (а это километров 10) или еще столько же вперед. Рядом озеро, Тузколь, оно соленое, пить нельзя. У нас уже сил нет, решили насухую ночевать, вода для готовки была, банка пива тоже. Так и заночевали в ковыле, на ветру, рядом с сухим руслом…

Пробег за день -121 км, время педалирования – 6,38 (7,20) ч, средняя скорость – 18,21 (16,5)км/ч, мах – 59,59 (51,7) км/ч. Высота ночевки – 1967м.

продолжение следует...

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Яндекс.Метрика