На Байчу!!!

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна

На БАЙЧУ!!!

( двухдневный лыжный поход ведопехотинцев).

Привет всем велопехотинцам и сочувствующим! В этом зимнем сезоне с выходами с ночевкой у нас траблы. Если однодневные вылазки на лыжах мы совершаем практически каждую неделю, то с ночевкой ходили всего один раз – на Рождество, на перевал Кучинский. То ли энтузиазм пропадает, то ли духом ослабли. В этом сезоне мы купили палатку-шатер «Зима» и тент к ней, от Манараги, и печку «Пошехонка». Палатку без печки мы на Кучинском испытывали в мороз -32 градуса - не понравилось, особенно Доктору, который в трех сезонном спальнике трясся всю ночь, а утром сказал, что никогда в жизни так не мерз.

Но, наконец, пришла печка (заказывали в России), и мы решили попробовать полный комплект нашего зимнего жилища. Что бы ни возникло неожиданностей, я предварительно установил палатку во дворе дома, печку повесил, затопил – вроде все работает.

В поход собралось 9 испытателей – Алекс, Маринчик, Француз, Леха, Рома, Доктор, Юра, Ярик, Светик, и их беккантрийный пес Крис. В 7.30 встречаемся на елочках. Маршрут до самого последнего момента определен не был. Было 2 варианта – Тарханка-Обдериха-Пихтовка, и Скалистое-перевал Байча, и окрестности. Самым ярым байчистом был Ярик. Он проработал маршрут, и отстаивал его. В общем, очень спокойный человек, редко проявляющий свои эмоции, он просто бушевал в чате на форуме! К нему естественно примкнула Светик, Француз, тоже являющийся поклонником Байчи, Юра, который там ни разу не был, Роме те края тоже оказались ближе, и большинством голосов маршрут был определен. Итак, на БАЙЧУ!!!

По дороге мы с Доктором выяснили, что, не поняв друг друга при закупе, никто не купил лапшу на супик. Заехали в Самсоновку в магазин. Открывается с восьми, время без пяти минут. Думаем, деревня, хрен они вовремя придут. Нет, через пару минут подходит продавец, запасаемся лапшой, и едем дальше.

В Скалистое, во двор к Данияру, мы как к себе домой заезжаем. К нам, похоже, уже привыкли, из окна выглянули – а, опять эти больные приехали! Выгружаемся, распределяем постоянную составляющую общака – палатку, тент, печку, трубы, котлы и прочее, и продуты. Крис успел познакомиться в хозяйским алабаем, хорошо, что тот еще щенок, поэтому все мирно закончилось.

До окраины деревни пешком, пока шли – согрелись. Надеваем лыжи, и выдвигаемся на хребет Грохотовский. В начале подъема всегда дует пронизывающий ветер, в сочетании с 15 градусным морозом довольно неприятно. Чуть выше ветер закончился, и жизнь стала налаживаться. Накануне выпал хороший пушистый снег, под ним твердая подложка, поэтому тропежка вполне терпимая. Лыжи хорошо скользят, а тут еще и солнышко стало проглядывать! Наверху опять начинается выдувалище, и именно в этом месте мы стоим, пьем чай, хомячим и ждем отстающих. Еще один участок подъема, и мы в самой высокой точке сегодняшнего участка пути. На перевал Байча мы не поднимаемся, а спускаемся к нему с хребта. Там южная сторона, снега практически нет, зато чуть припорошенные камни водятся в изобилии! А у меня лыжи новые, мне каждый чирк камня – как серпом по яйцам!

Тут надо сделать небольшое отступление. У меня были лыжи Фишер Е-109, с кантом, с насечкой, и они мне очень нравились. Я считал, что они неубиваемые, и соответственным образом их эксплуатировал, считая, что ни я для лыж, и лыжи для меня! В результате скользяк был весь поцарапан, но это не смертельно. Хуже, это то, что в начале сезона на одной лыже в двух местах лопнул кант, попытки его реанимировать ни к чему не привели, и в середине сезона лыжа сломалась. Я взял у Юры одну лыжу S-Bound, со схожей геометрией и ростовкой (Юра вторую лыжу сломал), думал сезон дохожу. Но перед походом посмотрев свою оставшуюся лыжу, и увидев треснувший в трех местах кант, понял, что она уже нежилец. Пришлось в Лимпопо купить 78 S-Bound, а заодно и ручные крепления к ним. Забегая немного вперед, скажу, что и Рома на своих Е109 в походе обнаружил на обеих лыжах лопнувшие канты. Что это – недостаток конструкции, или эта хваленая лыжа (выбор Шпаро для похода на северный полюс) просто не рассчитана на такие условия эксплуатации – непонятно.

Поскольку у нас почти все лыжи в этом сезоне поменяли, спуск по камням и кустам никого не порадовал. Громкие маты раздавались со всех сторон! Правда чуть ниже снега стало достаточно, и мы смогли полностью насладиться фрирайдом через кусты и деревья. Я на ходу головой такую толстую ветку перерубил, аж искры из глаз посыпались!

Спустились на перевал Байча, ветер пронизывающий, насквозь продувает. Буквально сто метров в сторону – тишина, сосны, ослепительный белый снег, яркое солнце и тепло! Такое феншуйное место явно располагало к обеду. Маринчик шустро яму под костер выкопала, подвешен костровой тросик, дров в тех краях всегда валом, Ярик уже котел снегом набивает. Костер получился такой, что чай сварился буквально за считанные минуты! Постелили лыжи, расселись, и вот импровизированный стол уже готов. Доктор бутербродами с красной рыбкой всех угощает, Леха – беконом, тающим во рту, Рома откуда-то блины достал. Неплохой обедик получился! Жалко долго не посидишь, идти надо, да и без движения подмерзать быстро начинаешь, не лето все же.

После обеда наш маршрут весь шел с понижением уклона. Верх перевала имел неплохой уклон, Ярик с него первым дунул, Леха за ним. Метров через пятьдесят Леха падает головой в снег. Лошара, думаю я, несясь следом, на ровном месте свалился, – и тут у меня проваливаются лыжи, и я оказываюсь зарытым в снег рядом с Лехой! Снег оказался коварным, местами просто неожиданно проваливается, лыжи зарезаются, и ты делаешь сальто вперед. А чтобы встать, надо сначала еще рюкзак с себя снять! Чуть ниже уклон поменьше, но по лыжне едущего впереди, вполне катится можно. Вокруг сосны, живописные скалки, душа просто поет от счастья! Никогда, сидя дома, ты не увидишь этой красоты, и не испытаешь восторга покорителя бескрайних зимних просторов!

Нашу лыжню то и дело пересекали следы диких животных. То заячьи следы, то кабанья тропа, то лоси прошли. В одном месте, где лось видимо бежал, расстояние между следами было просто огромное! Маринчик тут же сказала, что если бы она так прыгать умела, то и лыжи ей нафик не нужны были бы. Так мы и шли, выбирая не только нужное направление, но и горки ища, с которых бы можно было катануться. Леха в поход камеру взял и снимал все наши выкрутасы. Особенно ему нравилось, когда кто-нибудь в снег заваливался!

Отроги хребтов закончились, впереди долина р. Байчи и р.Таскырмак. Примерно в этом месте у нас запланирована ночевка. Ищем подходящее место и натыкаемся на большое поле с охотничьей вышкой. Вот тебе и заповедный участок для воспроизведения животных! Наконец находим подходящую полянку, вода есть, дрова есть, снег достаточно глубокий, чтобы лыжи воткнуть (за них оттяжки от палатки крепятся). Все начинают дружно, хаотично и бестолково топтать площадку под палатку. Леха все это снимает, обзывая нас броуновским движением. На площадке небольшой уклон, лопатой снег ровняю, а Светик пытается меня учить, как лопатой пользоваться! Хотел ее закопать, но у нас и так девушек мало осталось, их беречь надо! Площадка готова, оставляем ее подмораживаться и идем собирать дрова. Маринчик у нас отвечает за костровую яму, дорожки на стойбище, и женский туалет. Ей копать нравится, вот она и трудится во всеобщее благо. Ярик у нас за воду отвечает, ее зимой не так просто добыть, ручей откапывать надо, лед добить, да еще подходы делать. Остальной народ на заготовке дров. Теперь у нас печка, там дрова по размеру пилить надо, сколько их надо, никто не знает. Светик пугает, что на ночь пять мешков уйдет. Француз шутит, что печка экономка обеспечивает работой шесть человек на три часа. Пока народ пилит, мы с ним палатку ставим, печку вешаем, затапливаем, и сидим, глядя на нее, как папуасы на бусы. Блаженное тепло, ухает, как паровозик, разогревается докрасна – все это завораживающе действует на туриста-аборигена, который раньше только с холодными ночевками ходил. Каждый входящий в палатку, говорит примерно следующие: - ух ты! (различные матерные слова), тепло то как! Обживаем свое новое жилище. Наверху центральной стойки гроздьями висят ботинки, через петли на сегментах крыши, пришитых Маринчиком, Светик натянула веревку, на которой уже развешаны носки и перчатки. Весь пол застлан карематами, под печкой мешок с дровами. Красота!

К этому времени и Докторский куриный суп с лапшой подоспел. Уютно расположившись кружком, мы наслаждаемся теплом, вкусной едой, и просто нашей хорошей компанией! Первый тост - за наши правильные приобретения! О дальнейшем могу сказать, что вечер прошел в теплой и дружеской атмосфере…

На ночь добрый Леха вызвался быть дежурным по печке. Подбрасывал он ее два раза, в 12 часов ночи, (печка еще горела), и в 4 утра (печка уже погасла). Получается, с одной закладки она около 3 часов гореть может. Утром в палатке на высоте примерно 1м, температура была +7 градусов. 9 человек в восьмиместной палатке разместились вполне комфортно, еще пара человек вполне бы вошла. Утром никакого конденсата на стенах и крыши не было, на боковых стенках и дне небольшая изморозь была. От стен ночью холодом хорошо тянет, надо подумать, может снаружи еще из тонкой и легкой ткани дополнительный экран, типа юбочки, сделать.

У меня в шесть часов, где то в глубине одежды будильник заиграл. Я стал пытаться мягко разбудить товарищей. Дело в том, что в шесть утра велопехи особенно ранимы, что-то не то им скажешь – вообще из спальников не вылезут. Будильник для них – это просто ни о чем не говорящий пустой звук. А тут еще накануне вечером Доктор вспоминал, как Наташа рассказывала про компанию, с которой раньше в зимние походы ходила. Там у них какая-то Вера Дмитриевна утром рано вставала, кашку им варила, в палатку приносила, и только тогда они из спальников вылезали. Эта неведомая Вера Дмитриевна плотно застряла в мозгах товарищей, и когда на мои призывы вставать, кто-то сказал, что еще рано, и кашу еще не принесли, я не удивился. Пошел, развел костер, сполоснул котлы, глянул на градусник – минус 35! Сдуру сказал об этом телам в спальниках – в ответ единодушный возглас, - тем более вставать не зачем! Ели Ярика поднял, и за водой отправил. Ярик и сам за ней не стремился, мотивируя это тем, что у него штаны, где то отдельно от него стоят, так его еще и Светик из спальника не отпускала, холодно ей видите ли только с одним мужчиной (Крисом) в спальнике лежать. Вот уже и вода в котлах вскипела, а палатка признаков жизни не подает. У Доктора, правда, совесть проснулась, и он стал дистанционно руководить процессом варки каши. Мы с Яриком строго следовали его возгласам. Народ потихоньку стал глазоньки открывать. Еще не встают, но уже и ни исключают такую возможность. Рома у нас вообще стал конченым меломаном, мало того, что на камызе играет, так он еще и в наушниках под Ляписа спал!

Здравый смысл наконец взял верх, велопехотинцы стали оживать. Особо порядочные, типа Юры зубы чистят, те, которые ничего грязного не ели, просто вещи собирают.

Завтракали естественно в палатке. Печка с утра горела плохо, но все равно разница в температуре снаружи и внутри очень ощутимая. Когда из палатки все вынесли, стал вопрос, а как же печку снимать, она же еще горит? Придумали. Вова свод палатки держал, пара человек мне вход расправляла, а я центральный кол с закрепленной на ней печкой выносил. Когда трубы сняли, стало ясно почему печка так плохо горела. За ночь почти вся труба сажей забилась, третья часть сечения только осталась. Свернули платку, упаковались и всего в 9.45 вышли(это при теоретическом подъеме в 6 утра).

К этому времени, правда, немного потеплело, да и солнышко радовала нас своими лучами. Скольжения никакого, да ладно, все равно в гору идти. Поднялись по крутому склону реки вверх, идем по левой стороне гребня. В одном месте открылась величественная панорама. Почти вертикальный обрыв, далеко внизу долина реки Талды, и величественные горы Коктау напротив. Вниз смотреть жутко, да и к краю близко походить опасно, сорваться можно. А тут Рома на самый край забрался, я на него смотрю, а у самого аж ноги от страха подкашиваются, сильно высоты боюсь! Сфотографировались в этом живописном месте, и пошли дальше. На очередном хребте мы поняли, что не знаем, где находимся.

Еще одно отступление. В нашей компании хорошо на местности ориентируется только Хомяк. Она не только по картам и GPS ориентируется, но у нее еще и хомячье чутье хорошее, выработанное в походах с самого детства. Значительная часть команды вообще себе этим голову не забивает, идут, куда ведут. Еще несколько человек, ( я в том числе) пытаются учиться ориентироваться на местности. Прокладываем маршруты, смотрим карты, гуглим, пытаемся рельеф запомнить, при движении сверяемся с картой, где мы идет. Но стоит чуть блукануть, и определить свое местоположение на карте без GPS становится очень сложно. GPS был только у Юры, но там карты без рельефа, и пользоваться им он еще толком не умел. Общее направление движения мы, конечно, определили, но где точно находимся так и не поняли. И все это происходило, в общем-то, в знакомых местах и при хорошей погоде. Как мы будем прокладывать маршруты в большом походе, если Хомяк не пойдет, мне пока не очень понятно.

Спустились в долину какого-то ручья и стали на обед. В тени -17, а на солнце Француз топлесс загорает! Суп варим, а на крышке котла замерзшие мандарины и бананы от Ромы размораживаются. На этом обеде Рома и обнаружил треснутые канты на своих лыжах, что его конечно не обрадовало. На Светика внезапно трудолюбие напало, и она шикарные лавки и стол из снега смастерила. Мы с Яриком все карту изучали, вроде поняли, где мы есть, не все с нами потерянно! Доктор уже гороховый суп со сказочной зажаркой приготовил, надо чай заваривать, а заварка кончилась, и ни у кого ее нет. Хорошо, Маринчик кофе с собой взяла, а то бы голый кипяток хлебали. Садимся суп есть – а хлеба тоже нет, утром его уже в обрез было.

Отступление номер три. На заре нашей походной жизни мы брали еду на себя и на того парня, постоянно еще и домой привозили. У каждого и резервные бич пакеты с китайской лапшой лежали, и чай и сахар всегда были. Потом каждый стал брать из расчета только на себя. На третьей стадии стали рассчитывать на то, что кто-то что-то возьмет за них. Я заварку в последний момент из рюкзака выбросил, Доктор же за нее отвечает. Бич пакет тоже брать не стал, раньше же обходились, и в этот раз тоже обойдется. В поход половина людей ни крошки хлеба не взяла, сахар у двоих только был, к чаю тоже особого изобилия не наблюдалось, про резервный запас продуктов я вообще молчу. А если заблудимся, лишнюю ночь ночевать придется, как медведи лапу сосать будем? НЗ должен иметь каждый, не говоря уж о продуктах на планируемое питание.

После обеда небольшой подъем и мы на красивом плато. Все-таки, какие сказочные места в тех краях! Почему из брезентовых туристов туда никто не ходит – непонятно. Наконец показалась долина реки Байчабулак. Мы находились примерно на высоте перевала, до него оставалось обогнуть одну гору. После перевала еще крутой подъем и потом спуск в Скалистое.

Время было уже 4 часа, в 6 уже темнеет, и мы решили не рисковать. Спускаться с горы в сумерках, а то и по темноте – занятие не безопасное. Пожертвовав фрирайдным, спуском мы пошли по правой стороне хребта долины. Склон был очень крутой, с кустами. Хорошо, что снега там сантиметров 30, было бы больше – стопроцентная лавина. Постепенно теряя высоту, мы траверсировали вниз. В одно месте, Маринчик упала, чтобы подняться, рюкзак, сняла, чем сразу воспользовался Крис. Он в походе постоянно мерзнет, и при малейшей возможности или на рюкзак забирается, или на хозяев. А тут такая возможность – плоско лежащий человек, и рюкзак, как на него ни сесть! Про собаку в походе разговор вообще особый. Крис – парень конечно неплохой, но иногда сильно под ногами мешается, того и гляди лыжей на него наедешь. Ему за Яриком все время бежать надо, вот он и щемится у всех между ног, как чуть отстанет.

Спустились на поле, и нудно побежали к деревне. Чем ниже, тем все меньше и меньше снега, и вот уже лыжи периодически по камням скрежещут. В Скалистое добрались около шести часов. Допили остатки кофе из термоса, погрузились и домой!

А на утро я выглянул в окно… Снег, метель, в течении дня намело просто невероятное количество снега. Страшно себе представить, что было бы, если этот снег на день раньше пошел… Так что велопехотный Бог нас хранит, только дразнить его своим разгильдяйством не надо!